Нам нужен боец, а не автомат

Л Буравов| опубликовано в номере №156-157, июнь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

(МАЯКОВСКИЙ)

Имеется постановление Совнаркома о том, что при начале строительства новых предприятий раньше всего необходимо построить школы ФЗУ. Этим обеспечивается подготовка квалифицированных рабочих ко времени пуска предприятия.

И что же? Это постановление всячески обходится.

Взять хотя бы Сталинградский Тракторострой. Разговоры о конвейере, о максимальном разделении труда, об узкой специализации были использованы для полного игнорирования вопросов подготовки кадров. В результате многие тысячи рабочих, из которых две трети никогда производства не видели, пришли из деревни, набраны с бирж труда, эти рабочие оказались совершенно не приспособленными к методам и условиям работы на заводе.

Создали профкурсы. Дух Гастева заполнил эти курсы.

«Основной установкой профкурсов является подготовка эксплуатационных рабочих стандартного типа». Вот до чего додумались на Тракторострое «стандартные рабочие»! Недурной фортель вместо выполнения директив правительства. Даже, когда имеются средства, отпущенные специально на строительство и оборудование школ ФЗУ, кое - кто из «усердных» умудряется эти средства припрятать в глубокий карман.

Почаще замечайте в будни,

А в праздник мы и так видны.

(БЕЗЫМЕНСКИЙ)

Явные и скрытые оппортунисты всеми мерами стремятся сдержать развитие фабзавуча, отдавая все преимущества узко - тренировочной, сводящей рабочего к роли неразмышляющих автоматов системе Гастева. Иногда эти поползновения прикрываются громкими фразами в пользу ФЗУ, торжественными обещаниями в дни «праздников».

Однако всем известен ряд случаев, когда средства, отпущенные на развитие ФЗУ, используются не по назначению. Всем известны пресеченные партией попытки оппортунистов сократить срок обучения в фабзавучах для некоторых специальностей до одного года, попытки сорвать «набор индустриализации».

Оборудованы многие фабзавучи прескверно. Так, например, на заводе «Электросила» ученики ФЗУ обучаются на старой конструкции, которая теперь на заводе уже не применяется. - Какое же из этого получается производственное обучение, с позволения сказать, если в школе готовятся карусельщики, у карусельных станков никогда не стоявшие? Так дискредитируются задачи фабзавуча.

Перелом, наметившийся в последнее время должен быть решительно доведен до конца. Основанное на решениях партии постановление X Съезда Советов, подтвержденное и разработанное позднейшими директивами говорит:

«Констатируя рост школ фабрично - заводского ученичества, являющихся единственно массовой школой, обслуживающей занятую в производстве рабочую молодежь, съезд высказывается за решительное расширение сети до количества, способного обслужить все подрастающее рабочее поколение»

Это постановление, вопреки всем оппортунистическим поползновениям, должно быть осуществлено.

Гастев и руководимый им Центральный институт труда разработали ряд интересных методов производственного обучения.

Эти методы, сами по себе, могут быть чрезвычайно полезными при подготовке квалифицированных рабочих. Ведь школы ФЗУ должны подготовить знающего свое дело рабочего, способного стать мастером, умеющего быстро и четко, без затраты лишней энергии, выполнять производственное задание. Иными словами, он должен уметь работать. Комсомол выступает против «гастевщины» как системы, которая после этого «уметь работать» ставит точку, как системы, которая отражает оппортунистическое неверие в политическую силу рабочего класса и старается вогнать рабочего в узкие рамки ремесленника.

Комсомол против ремесленничества. Он против подготовки рабочих - автоматов, он за подготовку рабочих - бойцов. Комсомол твердо помнит указание Ильича, предостерегавшего партию от узко - ремесленнического метода обучения.

Комсомол под руководством партии дрался и дерется за фабзавуч, против «гастевщины», против деляческого, ремесленнического подхода к подготовке новых кадров индустриального пролетариата, новых кадров активных строителей социализма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены