Наказание без преступления

Денис Логинов|12 Ноября 2015, 15:44| опубликовано в номере №1809, июль 2015
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».

Почти в то же время вышло в свет художественное произведение «Записки из Мёртвого дома», которое имело огромный успех.  В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его убеждения. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, он высказывал эти сомнения в художественных произведениях и статьях, в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений писателя - возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества.

Но в апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», посвящённую польскому восстанию, которую написал сотрудник журнала Н. Н. Страхов.

Четырёхлетняя каторга и солдатчина сказались на здоровье писателя. Он страдал эпилепсией, не всё ладно было и с лёгкими. В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию.  

В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой получили отражение в романах «Игрок», «Идиот» и других произведениях. Молодая и пылкая Аполлинария Суслова очень тяготела ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказание по политическому делу Достоевского. Она была не чета болезненной Марии Дмитриевне, которая часто уезжала то на лечение, то к ненормальному сыну от первого брака, то к родителям.

Аполлинария разбудила в Достоевском те чувства, про которые он давно уже забыл, равно как и забыл о том, что женат: Федор Михайлович предложил своей любовнице руку и сердце. Предложение, по понятным причинам, принято не было, но  они совместно путешествовали по Европе целых 2 месяца. Неизвестно, чем закончилось бы дело, но Федор Михайлович в Баден-Бадене проиграл в рулетку всё, включая драгоценности Аполлинарии, и она рассталась с ним.

 К сожалению, Достоевский до конца жизни не избавился от своего пристрастия к азартным играм, что большинство исследователей его жизни и творчества считали признаком страстной натуры: ведь и  Пушкин проигрывался в карты «дотла», и Некрасов, сострадая в стихах крепостным крестьянам, проигрывал своих в преферанс.

До весны 1871 года, Достоевский продолжал периодически посещать игорные дома, во вред себе и своим родным. Впрочем, он сам очень красочно описал эту страсть в романе «Игрок», где  прототипом Полины стала Аполлинария Суслова, с которой Фёдор Михайлович переписывался до мая 1867 года.

Свои другие впечатления о жизни за границей он передал в письмах на родину:

«Если в России идёт борьба за раскрепощение народа, за буржуазные права и свободы, то здесь всё это есть. На Западе везде свобода. Но что такое liberte? Свобода, какая свобода? Одинаковая свобода всем делать что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

1864 год стал для Достоевского годом тяжелых утрат. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их брака, были неоднократно описаны во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны - «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны - «Идиот»).

А 10 июня умер брат Михаил. После его смерти Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха», журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 год вынудило писателя прекратить издание. Он остался должен кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить себя средствами к жизни и приличными условиями для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений, а также обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866 года. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.

В это время он был частым гостем семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, со старшей дочерью которого, Анной, познакомился при весьма романтических обстоятельствах. Младшей сестрой Анны была знаменитая впоследствии Софья Ковалевская. Однажды сестры остались вдвоем, и Анюта сказала Софье:

- Послушай, если ты обещаешь, что никому, никогда, ни под каким видом не проговоришься, то я доверю тебе большой секрет.

Она вытащи­ла из своего заветного ящичка конверт с крас­ной печатью журнала «Эпоха». На листке круп­ным почерком было написано:

«Милостивая государыня, Анна Васильевна! Письмо Ваше, полное такого милого и искреннего доверия ко мне, так меня заинтересовало, что я немедленно принялся за чтение присланного Вами рассказа.

Признаюсь Вам, я начал читать не без тайно­го страха; нам, редакторам журналов, выпадает так часто на долю печальная обязанность разо­чаровывать молодых, начинающих писателей, присылающих нам свои литературные опыты на оценку. В Вашем случае мне это было бы очень прискорбно. Но по мере того, как я читал, страх мой рассеялся и я все более и более поддавался под обаяние той юношеской непосредственности, той искренности и теплоты чувства, которыми проникнут Ваш рассказ <...>. Рассказ Ваш будет мною (и с большим удовольствием) напечатан в будущем же номере моего журнала <...>. Пре­данный Вам Федор Достоевский».

Несколько месяцев спустя, уже после личного знакомства, когда однажды вечером Достоевский и Анна остались вдвоем, он сказал ей о своих чувствах и просил стать его женой. По свидетельству Со­фьи Ковалевской, Анна Васильевна сразу же после предложения сказала сестре:

- Ему нуж­на совсем не такая жена, как я. Его жена долж­на совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!

Сам же Достоевский говорил впоследствии:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены