Наказание без преступления

Денис Логинов|12 Ноября 2015, 15:44| опубликовано в номере №1809, июль 2015
  • В закладки
  • Вставить в блог

11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский

Его (Достоевского) талант принадлежит к разряду тех, которые постигаются и признаются не вдруг. Много, в продолжение его поприща, явится талантов, которых будут противопоставлять ему, но кончится тем, что о них забудут именно в то время, когда он достигнет апогея своей славы.

Белинский. Отечественные записки, 1846 (статья о “Двойнике”)

 

Действительно, начиная с 1921 года (столетие со дня рождения Достоевского), писатель стал невероятно популярен на Западе. Никого из иностранных авторов не переводят с такой охотой, никого не переиздают в таком огромном количестве, никого с таким жаром не читают и не изучают, как Достоевского.

Для одних иностранных исследователей Достоевский почитается глубочайшим символом «русского революционного духа», а для других он, прежде всего, гениальный художник, оказавший огромнейшее влияние на многих писателей и мыслителей, таких как Шпенглер, Камю, Цвейг, Хемингуэй. Ницше называл Достоевского «величайшим открытием своей жизни», а Курт Воннегут говорил: «Если вы хотите всё знать о жизни, то прочтите Братьев Карамазовых».

У самих же русских отношение к Достоевскому, мягко говоря, своеобразное. Во-первых, потому, что чья-то «светлая» голова в свое время додумалась запихнуть сложнейшего писателя в школьные программы по литературе. А, во-вторых, любить его сложно, а признаться в том, что не любишь, вроде бы не совсем прилично, скажут – некультурный, неинтеллигентный, не дорос до настоящей литературы. И все же  постараюсь рассказать о нем и его творчестве как можно более объективно.

Кстати, в процессе сбора материалов для эссе обнаружилась еще одну интересную деталь. Многие считают, что Достоевский – уроженец Петербурга, его идеальное порождение, дитя города, из которого не так-то просто выбраться, попавши туда - ты будто в паутине и в то же время сам паук. Вообще этот город колдовской. Говорят, что среднестатистический петербуржец может отличить до двух тысяч оттенков серогоГоворят, что среднестатистический петербуржец может отличить до двух тысяч оттенков серого…

«…Петербург - город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как здесь. Я … люблю Петербург, этот город мистический, пропитанный туманной неясностью, невыносимый, болотистый, проверяющий тебя на прочность, на пригодность для взаимного доверия…»

Это уже определение самого Достоевского, который родился и вырос вовсе не на брегах Невы, а в куда более прозаической Москве. Правда, не в самой благополучной семье: над безропотной матерью семейства и семерыми детьми неотступно витал угрюмый дух отца - человека «нервного, раздражительно-самолюбивого», вечно занятого делами, точнее, больными людьми. Михаил Андреевич Достоевский был военным лекарем (кстати, участником Отечественной войны 1812 года), а после выхода в отставку стал врачом московской Мариинской больницы для бедных.  В 1828 году он получил звание потомственного дворянина, но это мало что изменило в его характере. Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались, разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал. Сомнительно полезное общение для ребенка, который только-только начинает познавать жизнь.

Самые светлые воспоминания уже позднего детства были связаны у Достоевского с деревней — небольшим имением, которое родители его купили в Каширском уезде Тульской губернии в 1831 году, а через два года прикупили соседнюю деревню. Семья проводила там летние месяцы, обычно без отца, и дети пользовались почти полной свободой.

В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова, а затем посещал частный пансион Л. И. Чермака, воспоминания о котором  послужили впоследствии материалом для многих произведений писателя.

О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.М.Каченовский:

«...это был сериозный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона...».

В 1837 году умерла еще сравнительно молодой мать Достоевского - Мария Фёдоровна. Мистическим образом это совпало с известием о смерти Пушкина, которую он тоже воспринял как личную потерю.

Брат писателя Андрей Михайлович писал:

«…брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

Еще легкий, почти незаметный, но уже – надрыв. Еще почти целиком выдуманная, но уже – трагедия.

Отец после смерти жены вышел в отставку и поселился в Даровом. Спустя два года он скоропостижно скончался: по документам - умер от апоплексического удара, по воспоминаниям родственников и устным преданиям - был убит своими крестьянами.

Именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, которая преследовала Фёдора Михайловича до конца жизни. Так что, скорее всего, устное предание было правдивым, тем более что старый барин был охоч до женского пола и приставал ко всем мало-мальски смазливым крестьянкам.

В мае 1837 Федор с братом Михаилом уехал в Петербург и поступил сначала в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова, а затем - в Главное инженерное училище, обычный день в котором он описывал как «каторжные годы» учения: «...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья ...ставят в караул, и в этом проходит все время...».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены