На пути к прекрасному

К Ахтырский| опубликовано в номере №813, апрель 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поэтому так привлекает внимание киноцикл, над которым уже несколько лет работает режиссер студии «Леннаучфильм» Мария Клигман. Фильмы этого цикла посвящены раскрытию самих принципов работы самодеятельного коллектива, знакомству с сущностью самого творческого процесса. Рассказывают они также и об организационной стороне работы самодеятельности.

Первые два - «Навстречу песне» и «Театр зовет» - уже поступают в прокат. Сейчас закончена работа над третьим - «Приглашение к танцу». Эти картины рассказывают о разных видах самодеятельного искусства. В то же время их объединяет единый творческий замысел. Это своего рода «учебные пособия». Но это вместе с тем отнюдь не скучные кинолекции. В основе каждого из фильмов лежит сюжетная история, с помощью которой авторы связывают большой и порой довольно сложный «методический» материал.

В наши дни предпринимаются попытки (и довольно успешные!) развить песенные народные традиции. Перед культпросветом поставлена боевая задача: создать в каждом районе, в каждом клубе свой собственный хор! Ведь хоровое искусство - одно из самых доступных, самых массовых видов коллективного творчества!

Неоценимую помощь как руководителям хора, так и самим хористам может оказать первый фильм своеобразной трилогии - «Навстречу песне» (сценарий написан П. Бахмутским и А. Пэн-Черновым). Фильм подробно рассказывает о том, как должны проводиться занятия в хоровом коллективе. Авторы нашли очень верный и интересный прием. Они смело и свободно вводят в условный сюжет фигуры крупных мастеров искусства, «играющих» самих себя.

В фильме участвуют такие артисты, как А. Свешников, А. Орфенов, В. Соколов. Например, А. Орфенов демонстрирует приемы постановки голоса и подачи звука, показывает и наиболее характерные ошибки вокалистов. Эта картина адресована не только узкому кругу участников хоровых кружков. Нет, адрес ее гораздо шире, она способна увлечь любого зрителя. Если даже и не станет он петь сам, то почти наверняка научится любить и понимать пение.

... Следующий фильм, «Театр зовет» , - взволнованный рассказ о трудном, но увлекательном пути одного из самодеятельных драматических коллективов - от обычного драмкружка до народного театра. Главной задачей режиссера М. Клигман и сценариста П. Бахмутского было рассказать о месте искусства в жизни человека, о его огромной воспитательной роли. Огромную помощь оказало участие в работе над фильмом таких опытных мастеров сцены, как народный артист СССР Л. Вивьен и заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Горчаков.

... Экран переносит нас в небольшой город, похожий на тот, о котором рассказывалось в начале статьи. Правда, здесь самодеятельность все-таки действовала. Был при Доме культуры и драмкружок - им руководил бывший актер, которого все звали «наш Пал Палыч»... Жизнь кружка текла тихо, мирно, привычно. Выбиралась пьеса, распределялись роли, шли репетиции. После двух-трех спектаклей начинали новую пьесу... Репетиции и спектакли сменяли друг друга, а уровень исполнения оставался прежним. Среди «актеров» давно и, казалось бы, прочно произошло «расслоение» : определились свои «корифеи» , «любимцы публики». Они, как правило, и получали все главные роли вне зависимости от своих индивидуальных актерских качеств...

И вот в Дом культуры пришел новый руководитель драмколлектива, молодой режиссер. А попросту - Лена.

В конфликте между ней и Пал Палычем и раскрывается острая проблема кадров руководителей театральной самодеятельности.

Лена и ее единомышленники решили полностью отказаться от всякой «любительщины», дилетантизма. И начали не с зазубривания ролей, а «издалека». Вместе читали пьесу А. Арбузова «Город на заре», говорили об авторском замысле, идее, образах... Анализируя пьесу, «артисты» впервые познакомились с основами системы Станиславского, впервые узнали, что такое «сверхзадача», «сквозное действие», «внутренний монолог». Работать не вширь, а вглубь - таким стал девиз кружковцев.

... Многое из того, что было сказано о первых двух картинах, характерно и для фильма «Приглашение к танцу». Основные герои картины - самодеятельные танцоры села Снегирева.

С экрана народный артист СССР Игорь Моисеев говорит о том, чего не могут разъяснить никакие учебники: о трепетной, живой душе танца. На конкретных примерах он учит зрителей умению проникать в «драматургию» танца, прослеживать «развитие взаимоотношений средствами танца - создавать «образы героев». А самое главное - надо уметь наблюдать. Ведь исходный «материал» для танца берется из окружающей нас действительности.

... И постепенно на наших глазах начинают вырисовываться контуры новых танцев. Эти контуры становятся все четче... и вот уже «Снегиревка» перерастает в широкую и яркую хореографическую композицию «У нас в колхозе». Мы видим, как из реальной жизни рождаются отдельные сцены: «Тракторист», «Шефы приехали», «Соскучился», «Председатель» и другие.

Фильмы, входящие в киноцикл, рассказывают о связи искусства с жизнью, о его непосредственном и благотворном влиянии на человека.

Вся трилогия обращена к самым широким массам зрителей. Каждый из фильмов пробуждает в человеке активный интерес к культуре, борется против потребительского, пассивно-обывательского подхода к произведениям искусства.

... Режиссер М. Клигман рассказывает, как недавно ей довелось вместе с первыми двумя картинами побывать на всероссийском семинаре работников культуры.

Участники семинара говорили о том, что эти фильмы необычайно помогают им в работе. И вновь возник на семинаре горький вопрос: почему (несмотря на приказ министра культуры РСФСР) до сих пор нет достаточного количества копий, которые могли бы обеспечить огромный опрос на эти фильмы, почему наконец кинопрокат не ведет широкой пропаганды этих фильмов?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены