Музыка в кино

Александр Торопов| опубликовано в номере №481, июнь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В современном киноискусстве кино и музыка сплелись так тесно, что зритель фильма не может воспринять изображение и музыку раздельно. Музыка - это эмоциональный и смысловой комментарий кинофильма. Как только зазвучит музыка, вспышки эмоций бегут к сердцу зрителя, озаряя своим светом содержание картины.

Когда музыкальный оформитель соединяет кино и музыку механически, они контрастируют, как желток и белок в скорлупе яйца. В первые годы работы кино, когда в больших городах фильмы демонстрировались в сопровождении симфонических оркестров, нередко происходили курьёзные случаи. В романтическом эпизоде на планете Марс в фильме «Аэлита» звучали куплеты из «Фауста» - «На земле весь род людской»; в фильме о завоевании Северного полюса звучала музыка Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». В Москве было несколько пианистов, которые пошли по пути творческого содружества кино и музыки. Играя под картины, импровизируя, они мгновенно откликались в музыке на малейшую сюжетную ситуацию фильма. Пианисты B. Кручинин, В. Кочетов, братья А. и М. Левины, К. Фишкин, К. Трушковский достигли в этом большого мастерства.

1927 год был знаменательным для советского кино: великий немой заговорил. Драматургические средства кинематографа в сочетании со словом, музыкой, шумами и паузами создали новое, синтетическое, необычайно сильное по своему воздействию на зрителя искусство звукового кино.

В 1931 году появился первый полнометражный звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь» (композитор - Я. Столляр); вслед за ним - «Две встречи» (композитор - В. Оранский), «Мёртвый дом» (композитор - В. Крюков). В Ленинграде выходят два звуковых фильма - «Одна» и «Златые горы» - с музыкой Д. Д. Шостаковича. В Москве выпускаются фильмы «Петербургская ночь» (композитор - Д. Д. Кобалевский) и «Мы из Кронштадта» (композитор - Н. Крюков). Марш из фильма «Мы из Кронштадта» исполнялся в революционной Испании оркестром правительственных войск на Мадридском фронте.

В кино пришли большие мастера музыкального искусства: лауреаты Сталинской премии Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Р. Глиэр, Д. Кобалевский, Т. Хренников, Ю. Шапорин, В. Мурадели и композиторы C. Василенко, Л. Половинкин, А. Щербачёв, Л. Шварц, В. Пушков и другие. Часто музыка, созданная для кинофильма, вырастает в самостоятельное музыкальное произведение. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» неоднократно исполнялась у нас и за границей на концертной эстраде. Музыка этого фильма целиком сливается с его драматургическим замыслом. Она проникнута ощущением подлинной народности. Её действенное звучание в фильме словно приближает к нам события XIII века. С первых же страниц партитуры возникает тема «Русь под игом монгольским». Тема народного страдания перемежается тяжёлыми вздохами труб. Образ Александра Невского проходит в широком звучании хора в сопровождении оркестра, и песня об Александре Невском напоминает русские былинные распевы.

Интересно разрешает Прокофьев тему насилия в эпизоде «Крестоносцы во Пскове». Можно было ожидать в музыке тем насилия и разрушения. Но этого нет, и, может быть, потому так сильно и страшно звучат в теме чужеземного нашествия строгие мелодии древних хоралов. Музыка развивается необыкновенно ясно и стройно, в полном соответствии с событиями, показанными в фильме. События приближаются к битве с немецкими псами-рыцарями - этому моменту соответствует песня «Вставайте, люди русские». Тема насыщена радостью и верой в победу. Звучание её напоминает перезвон колоколов, собирающих людей на народное вече. Начинается Ледовое побоище. В музыке развёртывается впечатляющая картина боя. Механический ритм наступления немецких рыцарей подавляет прямолинейностью и бездушием. Кажется, что нет конца этому ритмическому движению закованного в металл врага. Но вот возникает живая тема натиска русских всадников. Она перебивает и останавливает механический ритм наступления тевтонов. Рыцари отступают. Бой окончен. В теме «Мёртвое поле» звучит одинокий голос девушки, выражающей скорбь о погибших. Это скорбное соло волнующе контрастирует с напряжёнными темами только отзвучавшего боя. И в конце: Александр Невский въезжает в Псков. Его сопровождает музыка, полная радости, силы, широкого, торжественного звучания. Эпическая сила музыки Прокофьева, крайняя насыщенность, необыкновенное мастерство оркестровки и применение своеобразных звуковых красок создают в фильме правдивую историческую перспективу. Написанная незадолго до нападения Германии на СССР, она как бы перекликается с событиями Великой Отечественной войны.

Композитор В. Шебалин в фильме «Глинка» интересно применил музыку гениального композитора. Он показал её не в готовом написании, а в процессе её создания. Глинка сидит у рояля. Он недоволен тем, что написал. «Это же немецкая, итальянская музыка, это не Россия», - говорит он. К роялю подходит друг и слуга Глинки. Он одним пальцем наигрывает мотив. Откуда эта широкая народная тема? Глинка задумывается. Перед его мысленным взором проходит образ девушки, поющей песню во время работы с веретеном. Он видел эту девушку, он слышал эту песню ночью в русской крестьянской избе. Музыкальная тема оформляется, она звучит уже как стройное музыкальное произведение - «Не о том скорблю, подруженьки».

Звуковое кино широким потоком понесло в массы советскую песню. Кто не знает теперь песен, рождённых в кино, созданных лауреатом Сталинской премии композитором И. Дунаевским в фильмах «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта»! Или песни братьев Дмитрия и Даниила Покрасс в фильмах «Трактористы», «Девушка с характером», «Если завтра война»! Или песни Т. Хренникова и В. Соловьёва-Седова и других композиторов в фильмах, выпущенных на экраны за последние годы!

В настоящее время готовится ряд музыкальных фильмов. Лауреат Сталинской премии композитор И. Дунаевский написал музыку для фильма «Весна» (режиссёр - Г. Александров). Музыка здесь будет основным компонентом. Многие песни, созданные для этого фильма, вероятно, станут массовыми. Можно предположить, что значительным событием в области музыкальной кинематографии будет появление на экранах фильма «Сказание о земле Сибирской» (композитор - Николай Крюков).

Сюжет этого фильма таков. Лауреат конкурса музыкантов-исполнителей, блестящий пианист, во время Отечественной войны ранен на фронте и потерял способность играть. Творческая нить в его жизни прервалась. Но он, уроженец Сибири, сильный волей советский человек и не хочет уйти из мира искусства. Он становится композитором. Написанная им музыка, глубокая по содержанию, яркая по форме, исполняется в Москве. Это кантата «Сказание о земле Сибирской». Воля к творчеству, воля к жизни победили, и всё, что стояло на пути музыканта, отступило перед его энергией и его любовью к искусству.

К работе над этим большим музыкальным фильмом привлечены наши лучшие музыкальные исполнительские силы. В нём принимают участие оркестр Большого театра СССР, Ансамбль песни и пляски под управлением Б. Александрова, хор Пятницкого, лауреат Сталинской премии пианист Эмиль Гилельс, дирижёр Н. С. Голованов.

В павильонах наших многочисленных киностудий напряжённо трудятся музыкальные оформители. Они просматривают и изучают тысячи метров различной плёнки: художественных фильмов, хроникально-документальных, научных, технических.

Но вот музыка к фильму написана или подобрана из фрагментов готовых музыкальных произведений. Её нужно записать на плёнку. После сложной и кропотливой работы по распределению голосов актёров, слов диктора, шумов, пения солистов или хора и оркестра нужно с предельной точностью подогнать звуковой материал под кинокадр. В зале записи над оркестром висит экран. От дирижёра идёт сигнализация к киномеханику и в аппаратную звукозаписи. Пускают фильм. Зажигаются световые плакаты: «Тише, микрофон включён!» И не только в зале, но и всюду вокруг наступает тишина. Малейший посторонний звук может попасть на плёнку и всё испортить. Вступают оркестр и солисты, звучат голоса артистов. Но ещё нет совпадения звука с тем, что происходит на экране. Меняют теми, иногда делают купюры в музыке, часто меняют положение микрофона и по-иному рассаживают оркестр, добиваясь нужного звучания. Пройдёт немало проб, пока всё будет готово к записи на плёнку.

Со дня появления первого звукового фильма прошло сравнительно немного лет. Но за эти два десятилетия искусство звукового кино стало неотъемлемой частью нашей советской культуры. На последних международных кинофестивалях в Италии и Франции в 1946 году советские фильмы «Клятва», «Великий перелом», «Взятие Берлина», «Каменный цветок», «Здравствуй, Москва», «Человек № 217», «Непокорённые», «В песках Средней Азии», «Физкультурный парад 1945 года» получили мировые премии.

Можно смело сказать, что немалая заслуги в этом принадлежит музыке советских композиторов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены