Молодые поэты

А Тарасенков| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

лишь тот, кто не встречался с ней».

Это стихотворение показывает, как чужд нашей молодёжи тот культ разочарования в жизни и «усталости от войны», который отдельные молодые поэты пробовали было утвердить недавно в советской поэзии.

В далёких от совершенства стихах Вл. Жукова, выпустившего недавно в гор. Иванове свою первую книжку «Солдатская слава», как и стихах многих его сверстников и товарищей по военным походам, ясно ощущается тот же волевой, советский подход к жизни, к борьбе, который характерен для всего нашего народа. Хорошо и просто написано стихотворение Вл. Жукова «Дорога мужества», в котором он рассказывает о начале своего воинского пути - в снегах Финляндии:

«И до предела напрягая нервы –

Всё выстоять и всё перетерпеть.

Нет, мы не начинали в сорок первом,

В тридцать девятом видевшие смерть.

Мы продолжали. Шли по тем дорогам,

Суровей и прямей которых нет.

За сотни вёрст до отчего порога

В пути нас тусклый заставал рассвет».

Несмотря на суровую сдержанность красок, стихотворение дышит спокойной уверенностью в силах советского человека. Насколько вернее и точнее передаёт Жуков дух советских воинов, чем, например, А. Межиров, предложивший вниманию совещания цикл мрачных, окрашенных неким «демоническим» колоритом стихов!

О войне, о том, как её изображать, о важности и неизбежности этой темы для творчества целого поколения молодых писателей много говорилось на совещании. В годы войны, как никогда, глубоко раскрылось социалистическое сознание народа, показавшего, на какие сказочные подвиги способен герой нашего времени - простой советский человек. Но замкнуться только в переживаниях военного времени, продолжать вращаться только в узком кругу образов, навеянных войной, - это значит терять перспективу, отставать от жизни.

Одарённая поэтесса Друнина до сих пор ещё не нашла новых тем, новых образов, навеянных послевоенной советской действительностью. Впечатления войны были очень ярки, они заняли душу молодой поэтессы целиком, как бы вытеснив всё остальное. Но значит ли это, что можно оставаться и дальше всё в том же кругу мыслей и настроений? Конечно, нет. И это относится не только к Юлии Друниной.

Молодым поэтам надо повышать технику стиха, учиться точно и бережно обращаться со словом, вбирать всё богатство идей нашего времени, но если они не обратятся к новым темам жизни советского общества, - им грозит творческое оскудение. Тема труда, тема строительства и восстановления, тема новой сталинской пятилетки звучит в нашей молодой поэзии ещё очень робко, очень приглушенно. Некоторые попытки освоить новую тематику делают М. Максимов, М. Луконин, В. Урин. Вряд ли этим может удовлетвориться читатель. Тема труда, строительства кажется иным «скучной». «Разве напишешь о цифрах плана, о постройке жилого дома или завода так увлекательно, как можно написать о войне? - спрашивают эти товарищи. - Ведь все переживания на войне обострены, пейзажи войны остры, волнующи...». Я думаю, что в этих рассуждениях неверна их основа. Речь идёт не о том, чтобы отразить самую технику строительства, а о том, чтобы раскрыть души вчерашних воинов, а ныне инженеров и каменщиков, геологов и монтажников, комбайнеров и сталеваров, учителей и штукатуров. Разве души эти стали беднее, разве переживания советских людей стали мельче? Нет, тысячу раз нет. Я думаю, что иным поэтам мешает прежде всего некая душевная инерция.

Нехватает молодым поэтам и широты политического кругозора. Они не говорят в своих стихах о тех поистине грандиозных событиях, которые волнуют простых людей всего мира. Это несколько принижает их поэзию. Почему почти никто не касается тем широкого, международного звучания? По сути дела, можно отметить только одно удачное стихотворение С. Наровчатова «Костёр», напечатанное недавно в «Новом мире». Это свидетельствует о бедности идейного багажа. Справедливой критике подверглось на конференции одно из стихотворений Вл. Жукова «В Праге». Описывая столицу Чехословакии, автор как бы спохватывается, не слишком ли он увлёкся, и начинает утверждать, что его герою, собственно, не до Праги: он думает только о родной земле. Нет, советские воины проходили по Европе не равнодушными наблюдателями, а горячими, взволнованными творцами истории! Советского человека не может оставить равнодушным судьба родного ему славянского народа, он не пройдёт мимо социальной несправедливости, угнетения человека человеком. Какой прекрасный пример в этом отношении подал всем нам Маяковский в своих стихах о Европе и Америке, как живы эти благородные традиции, например, в югославских стихах Ник. Тихоновн!

... Обогащенные, разъезжались по домам делегаты конференции. Критика их творчества носила деловой, практический характер. Конференция была одной из первых и удачных попыток реализации тех исторических решений по вопросам литературы и искусства, которые вынес Центральный Комитет партии осенью прошлого года. Духом этих решений была пронизана вся работа конференции. Это дух борьбы за высокую идейность нашей поэзии, за высокое мастерство и новаторство, за реалистическое изображение внутреннего мира советских людей, раскрыть который во всей его сложности и красоте призвана советская литература.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены