Молодое искусство Канады

В Пархитько| опубликовано в номере №788, март 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Тот подсмеивается над рубцами, кто никогда не был ранен». Эти слова Шекспира вспомнил один из основателей канадского театра, Том Паттерсон, когда мы беседовали с ним об искусстве его страны.

До 1953 года постоянного театра в Канаде не было. Может быть, потому, что не было актеров? Вовсе нет. Ведь такие известные киноактрисы, как, например, Мэри Пикфорд и Дина Дурбин, родились и выросли в Канаде. Но на родине им негде было применить свой талант, и они уехали в Америку, в Голливуд. Никто не пытался создать свою самостоятельную канадскую киностудию: все равно она не выдержала бы конкуренции с Америкой! - Это наши рубцы, - говорит Том Паттерсон. - Голливуд отбирал у нас актеров, художников, режиссеров. Американцы посмеиваются над нами. Что, мол, может создать Канада в области искусства? Но у нас уже есть первые успехи, и мы ими гордимся.

Том Паттерсон родился в канадском Стратфорде, городке, который был назван по имени шекспировского Стратфорда приехавшими сюда полтора столетия назад выходцами из Англии. Узнав, что на родине великого драматурга существует шекспировский театр, Том Паттерсон решил создать такой театр и у себя, в канадском Стратфорде. Но прошли многие годы, прежде чем эта мысль претворилась в жизнь.

Я приехал в Стратфорд во время седьмого Стратфордского фестиваля - так называется здесь театральный сезон. Стратфордский фестиваль стал своеобразным смотром молодого искусства Канады. Здание театра построено по последнему слову техники (усилия энтузиастов не пропали даром!), но сам театр остается пока единственным постоянным коллективом в стране.

Надеждой канадского искусства является молодежь. Молодые люди, которые не бывали еще за пределами своей родины, которых не знает мир. Они приехали в Стратфорд из разных городов страны. Вот актриса Кэйт Рейд. С пятнадцати лет она выступала по телевидению и радио Канады, а в 1959 году вступила в труппу Стратфордского театра. Молодой актер Дуглас Рейн работает в театре уже седьмой сезон. В «Отелло» он играет роль Яго. Со дня основания театра работает и Френсис Хэйланд. И хотя мы говорим «со дня основания», этим актерам нет еще и тридцати. Они так же молоды, как и театр.

... Большой темный зал прорезает луч света. Он падает на широкое ложе, где спит Дездемона. Мавр, ослепленный ревностью, стоит у изголовья. Его глухой голос отчетливо слышен даже в самом конце зала, где мы сидим:

- Молилась ты сегодня, Дездемона?..

Сколько театров ставят эту трагедию, столько и различных Отелло и Дездемон снова и снова волнуют зрителя! В Канаде в роли Дездемоны выступает семнадцатилетняя Роберта Максвелл.

Два года назад она приехала в Стратфорд и попросила режиссера Майкла Лэндхэма взять ее в театр. Но тот отказался: уж слишком юной и неопытной показалась ему девушка. Через год она пришла снова.

- Я готова на любую работу в театре, - сказала Роберта.

Ее приняли. Она клеила бутафорию, убирала сцену, а по вечерам становилась билетершей. Зимой она была в Монреале, в Нью - Йорке. Ее взяли туда с собой актеры, уезжавшие на гастроли из Стратфорда. Весной она получила роль Дездемоны.

- А как вы представляете свое будущее? - спросил я Роберту.

- Я его связываю с театром, - ответила она. - Хочу сыграть Джульетту и Элизу в «Пигмалионе», если эти пьесы будут идти на канадской сцене. А потом поехать с театром в Англию, во Францию и, если удастся, к вам, в Советскую Россию.

Во второй половине дня мы были на занятиях по мимике. Вел их Карло Маццони. Занятия проходили необычно. Итальянский мимист дал своим ученикам задание изобразить... обыкновенное дерево зимой, весной, летом и осенью. Как потом рассказывал Маццони, особенность итальянской мимической школы состоит в том, что человек должен уметь подражать не только другим людям, но и животным, растениям, ветру... даже снегопаду.

Лучше всех справилась с заданием Роберта. Ее дерево медленно, едва заметно, как это бывает в природе, расцветало, а затем так же медленно увядало.

Я был на фестивале в Стратфорде вместе с главным режиссером Театра имени Маяковского Н. П. Охлопковым. Канадские актеры с огромным интересом слушали его лекции о театре. А сколько раз за те две недели, что мы пробыли в Стратфорде, нам задавали один и тот же вопрос:

- Как попасть к вам в Москву? Мы очень хотели бы побывать в московских театрах.

И мы от всего сердца говорили нашим молодым друзьям:

- Добро пожаловать в Советский Союз!

г. Стратфорд, провинция Онтарио. Канада.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены