Мода весны

Ирина Васильева| опубликовано в номере №1218, февраль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Повесть

Вы замечали, что весной люди выглядят как-то особенно празднично? Это потому, что каждый человек стремится, чтобы цвета его одежды были созвучны свежей и чистой палитре весны. А мы, модельеры, очень хотим, чтобы люди круглый год были по-весеннему нарядны. И в том, что мода 1978 года необыкновенно разнообразна и демократична, есть доля и наших стараний. Сейчас нет доминирующего, единственного модного образа, как это было во времена господства моды «мини». Трудно было найти себя в ней человеку, не подходившему под образ женщины-подростка. Многообразие современной моды дает возможность каждому найти именно свой стиль.

Но в центре внимания по-прежнему остается спортивно-элегантный стиль. Он оказался таким удобным, что стал просто неотделим от нашего ритма и образа жизни. Этому стилю присущи женственность, пластичность, непринужденность, и все это благодаря «текучести линий», лаконичным, простым и очень плавным очертаниям. И царит тут трикотаж – материал теплый, уютный. Трикотаж обрисовывает фигуру, подчеркивает ее красоту. Всякий знает, как удобна, практична одежда из трикотажа – и повседневная, выполненная в классическом спортивном стиле, и нарядные торжественные туалеты.

Пропорции модных трикотажных изделий 1978 года – стройные, удлиненные. Предпочтение отдается прямому силуэту, однако в моде остаются и силуэт «трапеция» и прилегающий. Объемы умеренные. Длина женской одежды держится на уровне двух – двенадцати сантиметров ниже колен. Акцент композиции перенесен на верхнюю часть изделий – на плечи, рукава, линию талии. Для молодежной одежды модельеры ищут сейчас принципиально новые решения. Стремление молодых к динамичным формам, жизнерадостным цветам, ярким, контрастным цветосочетаниям – ко всему необычному – помогает художникам создавать сначала ультрамодные вещи – подступ к тому, что потом будет принято всеми. Ведь если нет экстравагантного этапа в моде, она не двинется вперед...

В молодежной одежде гораздо шире применяются элементы спортивного характера: кокетки, погоны, накладные детали. Основной чертой останется свобода комбинирования, что даст возможность полнее подчеркнуть индивидуальность образа. И здесь активно используется фольклорный стиль. К нему обращаются модельеры в своих работах как к средству воплощения подлинных ценностей культуры. Ведь богатейшая история костюма народов нашей страны и всего мира просто неисчерпаема по разнообразию форм и элементов одежды. И мы, художники современного костюма, стараемся извлекать из этих запасов «ее, что сделало бы наши модели более выразительными. Изучение народного костюма – прекрасная школа для художника-модельера, но мы отказываемся от прямого копирования: достаточно использовать только крой, орнаменты, цветовые сочетания, вышивки и отделки, характерные для народной одежды.

Новинкой этого вида изделий будут платья, блузы, решенные в силуэте «трапеция», где талия несколько завышена, а лиф от груди плавно расширяется книзу. Талия может быть подчеркнута поясом. Такие декоративные блузы очень интересно сочетаются с джинсами, юбками и сарафанами из джинсовых тканей. Эти ансамбли хорошо иллюстрируют, с одной стороны, стремление современной моды к унификации костюма, а с другой – интерес к высокохудожественным, даже уникальным изделиям с ручными видами отделок.

Цветовые сочетания фольклорных изделий могут быть очень разнообразны. Наряду с многоцветными решениями будут возможны варианты, разыгранные на нюансах одного цвета.

Самые модные цвета 1978 года – суровый белый, цвет неотбеленной шерсти, льна, цвет веревки. Особенно интересно эти цвета могут быть использованы в изделиях фольклорного характера – в них вся выразительность строится на форме, силуэте и фактуре трикотажного полотна, оформление которого требует одухотворенной ручной работы, особой теплоты исполнения... Этого как раз лишено машинное изготовление с его излишней «правильностью», некоторой сухостью, чеканной четкостью переплетения. В ручной работе все чуть-чуть сдвинуто – не так ровны петли, неодинаковы плотности полотна, нет абсолютной симметрии. Но так же, как неподвластно машине высечь скульптуру, нарисовать картину, сочинить музыку – такую, чтобы она была согрета теплом человеческой души, – так же не создать машине одежду, которая была бы сродни настоящему искусству.

В изделиях фольклорного характера тонкое трикотажное полотно может сочетаться с крупным рельефным ажуром ручного вязания... С помощью оптических приемов на тонких полотнах можно I имитировать грубоватые рельефные формы, создавать иллюзию пространственной глубины. Орнаменты, выполненные в своеобразной технике ручного вязания, с плавно закругленными краями, производят впечатление выпуклого рельефа и делают модели праздничными, нарядными.

Теплый цвет неотбеленной шерсти, чудесная гармония орнамента, фактуры и всех деталей подчинены общему ясному ритму. В таких изделиях нет или почти нет цветовых акцентов. Все построено на богатстве светотени.

В орнаментах вышивок сейчас можно изображать мелкие травы, полевые цветы, листья деревьев, узоры, составленные из мелких ягод. Причем при достаточно натуральных формах самого орнаментального мотива их цветовое решение условно. Подобно геометрическим рисункам мотивы растительного орнамента выстраиваются в вертикальные полосы или клетки, обогащенные оптическими приемами света и тени. Такие орнаментальные полосы могут сочетаться с полосой из тонких линий тех же цветов.

Наряду с декоративными яркими и четкими рисунками будут модными рисунки, которые не отвлекают внимания от форм одежды, рисунки, не имеющие четкого контура, с мягкими тональными переходами.

С отделками нужно обращаться особенно осторожно. Их размеры, пропорции, ритм должны гармонировать с общей формой костюма.

А в дополнение к молодежной одежде мы предлагаем комплекты из головных уборов и длинных шарфов, шали, платки, декоративные пояса. Длинный шарф подчеркивает стройность фигуры, придает движению дополнительную динамику. Кисти, помпоны, бахрома, оформляющие края шарфов и шалей, придают всему ансамблю дополнительную декоративность.

...В своих работах мы пытаемся выразить настроение, дух, которым живут люди. Сейчас мода провозглашает элегантность, женственность и дает возможность выразить свой собственный стиль в одежде.

Наши модели рассчитаны на личность, способную свободно выбирать, решать, творить. И это очень важно. Как-то одного известного писателя спросили, как он относится к моде, а он ответил: «Я признаю одну моду – моду на человеческую личность, на умение оставаться самим собой».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Несокрушимая и легендарная

Маршал артиллерии