Место встречи изменить нельзя

Братья Ванеры| опубликовано в номере №1166, декабрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Там было очень светло... Гриша для осмотра и фотографирования ввернул специально стосвечовку... На двери кладовки был тяжелый засов... А если там будет темно?.. Совсем темно в туннельчике и на «приемке»? Если Жеглов догадается отпереть и приоткрыть дверь в кладовку?.. Туда в темноте можно нырнуть... Дверь, конечно, бандиты могут взломать... Но для этого нужно время, хоть пара минут... За пару минут много чего может произойти... Кладовка квадратная, с прилавком вдоль стен... Сбоку от двери приступочек и маленькая ниша в кирпичной стене... Ниша совсем крохотная... Но боком в ней можно поместиться, если бандиты будут стрелять через дверь. Можно выгадать одну-две минуты – и в них вся моя жизнь... Ах, если только догадается Жеглов!.. Он должен, он просто обязан догадаться... Ведь это мой единственный шанс... Глеб, я еще очень жить хочу!.. Глеб, меня ждет Варя!.. Мы должны были сегодня вечером встретиться, но дело не сорвалось... Мы договорились встретиться, если дело сорвется... Но дело не сорвалось, и я сделал все. что мог...

Варя, любимая моя, я знаю, что ты сейчас тоже не спишь – у тебя ночное дежурство, от ноля до восьми утра... Варя, родная, я и сам не знал, что так все выйдет... Я не хотел тебя обманывать, я всегда знал, что тебя нельзя обманывать... Варя, жена моя, счастье мое короткое и светлое, мы ведь с тобой так и не попали в загс... Варя, а как же наши пять неродившихся сыновей?! Варя, ведь у нас с тобой есть сын – найденыш, который должен был принести мне счастье?.. Варя, свет моей жизни, любовь моя, Варя, я знал, что полюбил тебя на всю жизнь в тот момент, когда ты, тоненькая, высокая, легкая, вошла с нашим сыном-найденышем на руках в двери роддома имени Грауэрмана, где когда-то незапамятно давно я и сам родился... Варя, не моя вина, что такая короткая была у нас любовь... Варя, ты же сама говорила, что через двадцать лет пройдут по нашим улицам люди, не знающие страха... И я заплачу за это всем своим ужасным страхом, всей тоской своей, всей болью... Варя, родная моя, а вдруг под сердцем своим ты понесла крохотную искорку – продолжение меня самого?.. Варя, насколько мне легче было бы завтра умереть, Варя, если бы я знал, что не исчезну совсем, что останется в городе без страха часть меня, мой сын, твое дитя, моя любимая... Не забывай меня, Варя, ты еще совсем молодая и очень красивая, Варя, тебя еще будут любить, и я очень хочу, чтобы ты была счастлива, Варя, но только не забывай меня совсем, хоть чуточку памяти сбереги обо мне, Варя...

Варя, как хорошо, что ты пришла ко мне сейчас... Но ведь ты до утра должна была дежурить?.. И где ты набрала столько цветов?.. Сейчас же осень... Эти цветы мне?.. Не плачь, Варя, ты такая красивая, когда ты смеешься... Спасибо тебе за цветы, Варя, я никогда не видел ромашек в ноябре... Ты все можешь, Варя... Разыщи нашего найденыша, Варя... Ты сдала его в роддом имени Грауэрмана, около Арбатской площади... Жеглов тебе поможет, Варя... Он спасет меня в подвале, и мы отдадим ему ромашки... Он спасет... Варя, он спасет... Куда же ты, Варя? Не уходи, Варя... Мне одному очень страшно». Варя!..

Я открыл глаза и увидел над собой черное лицо Левченко, и снова смежил веки в надежде, что все еще длится сон, надо подождать миг, открыть опять глаза, и наваждение исчезнет.

– Вставай, Шарапов, пора, – глуховато сказал Левченко своим вязким голосом.

Комната была залита серым рассветным сумраком, и в этом утре было предчувствие какой-то еще неведомой мне перемены. Я встал, подошел к окну и увидел, что за ночь все укрылось снегом. На грязную, истерзанную осенними дождями землю пал снег – толстый, тяжелый, как мороженое.

– Что, Шарапов, окропим его сегодня красненьким? – спросил у меня за спиной Левченко.

– Посмотрим, как доведется...

В уборную меня уже конвоировал Чугунная Рожа и с этого момента не отходил от меня ни на шаг. В большой комнате внизу сидел на своем месте горбун, его мучнистое лицо за ночь стало отечным, серым. Но он пошучивал, бодрился, покрикивал на бандитов, меня спросил, заливаясь своим белым страшным смехом:

– Ну, как, не передумал за ночь? А то мы тебе по утряночке живо сообразим...

– Допрежь чем обещаться, я думаю. Коли будет мне сберкнижка, пойду, все, что скажешь, сделаю...

На завтрак ели вареное мясо, яичницу на две дюжины яиц со смальцем, пили чай. Глупая мысль промелькнула: хоть наемся по-людски напоследок... Ани не было – то ли спала еще, то ли ночью уехала. Да она интересовала меня совсем мало, куда она денется... А кроме Промокашки, все были в сборе. Опохмелиться горбун разрешил всем одним стаканом.

– Бог даст, вернемся с добром – тогда возрадуемся, – сказал он. – А на деле ум должен быть светел и рука точна...

Полдевятого явился Промокашка и протянул горбуну серую книжечку, хрустко-новую, с гербом на обложке.

– На обычный или на срочный вклад положил? – спросил я.

– На обычный, – сказал горбун, листая сберкнижку.

– Это жаль, на срочном за год еще один процент вырастет.

– Ты проживи сначала этот год, – сказал горбун и бросил мне книжку через стол так, что она скользнула по столешнице и упала на пол, и видел я, что сделал он это нарочно – заставить меня нагнуться еще раз, снова поклониться себе. Ничего, поклонимся. Поднял с пола, перелистнул, все чин чинарем: «Сидоренко Владимир Иванович – двадцать пять тысяч...»

– Спасибочки вам, папаша, – спрятал ее в карман и сел допивать чай. И во всем этом чаепитии и бестолковой утренней суете, в ожидании и в неизвестности уже витал потихоньку сладковатый тошнотный запах смерти...

В начале десятого горбун слез со своего высокого стульчика и скомандовал собираться. Лошак подавал ему тулупчик, он неспешно заматывал шею длинным шерстяным шарфом, рыжий лисий малахай напяливал, продевал длинные обезьяньи руки в романовский теплый тулупчик, а Лошак терпеливо стоял за его спиной, как лакей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Совершеннолетие

С начальником «Главтюменьгеологии», лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда Юрием Георгиевичем Эрвье беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Петров