Хозяева

Вадим Кожевников| опубликовано в номере №1166, Декабрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весной 1971 года мы, делегаты партийного съезда, единодушно приняли Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на девятую пятилетку. Кое-кто из наших недругов за рубежом говорил о несбыточности советских планов, но наш народ был уверен, что величественная программа пятилетки будет успешно выполнена. А народ никогда не ошибается.

На календаре сейчас последние дни завершающего года девятой пятилетки. И каждый день мы узнаем приятные новости: выполнила пятилетний план еще одна фабрика, еще одна область, еще одна отрасль. Многие труженики нашей страны живут и работают по собственному календарю, обгоняя время на месяцы, а то и на годы.

Мы уже как-то привыкли оценивать рабочие минуты количеством выплавленной стали или выпущенных станков. Но, наверное, и рабочую смекалку, душевный порыв, желание сделать больше и лучше, хозяйственное отношение к своему делу и делу всей страны тоже можно выразить цифрами? Не эти ли качества советского рабочего помогают получать сверхплановые миллионы тонн стали, нефти, угля, тысячи автомашин, тракторов, станков! И все это для нас, для каждого из нас, для всего советского народа. Счастье человека – цель всей политики КПСС. И мы гордимся, что слова «счастье человека» имеют в нашей стране силу закона. «Наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей – это высшая цель общественного производства при социализме», – подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. Значит, каждый сверхплановый станок, каждый сэкономленный день, каждое рационализаторское предложение являются вкладом в достижение этой высшей цели Советского государства. А у нас в стране есть тысячи, сотни тысяч рабочих, сэкономивших не день-два, а один-два года. И среди них немало молодых. Почти все они стали кавалерами знака ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». В названии комсомольской награды явственно слышится перекличка поколений, связь с трудными и героическими днями войны, когда родилась советская гвардия. Работать по-гвардейски, так же как и воевать по-гвардейски, не просто. Кроме мастерства, нужны еще и смелость и смекалка. В общем, талант.

Разве можно отказать в таланте молодой бакинской швее Сакине Акперовой?! В начале пятилетки она была всего-навсего ученицей, но очень быстро заняла достойное место среди самых опытных рабочих, первой на фабрике выполнила пятилетнее задание.

Иван Щербак свой первый гвардейский знак получил во время службы в армии. И оправдал звание гвардейца, не дрогнул в трудную минуту. В ноябре 1970 года газеты сообщили: «...военнослужащий комсомолец

Иван Щербак тяжело ранен на посту у памятника советским воинам в Западном Берлине...» И, раненный, он не покинул пост, пока не пришла смена. О чем он думал в тот миг? О матери, о Родине, о тех, чьи имена навеки высечены на каменных плитах, на которые пролилась и его кровь? Может быть, это они, пехотинцы и летчики, саперы и артиллеристы, отдавшие жизнь за нашу свободу, за счастье Ивана Щербака, вдохну ли в него силы, помогли свято выполнить свой долг... После демобилизации Иван вернулся домой, стал помощником машиниста в локомотивном депо станции Гребенка. Он и работал, как служил, по-гвардейски. Свое пятилетнее задание выполнил в апреле 1974 года, и на груди молодо

го коммуниста рядом со знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» засиял и золотой знак «Молодой гвардеец пятилетки».

За годы девятой пятилетки на карте страны появились десятки новых городов, выросли новые заводы и фабрики. Мы по праву гордимся такими гигантами, как ВАЗ и КамАЗ, такими месторождениями, как в Западной Сибири, такими гидроэлектростанциями, как Красноярская.

Недавно мы со старым товарищем говорили о перекрытии Енисея, о строительстве Саяно-Шушенской

ГЭС. «Я удивляюсь, – сказал он, – удивляюсь тому, что нынешнее поколение не удивляется такому чуду». И действительно, помню, с каким восторгом мои сверстники рассматривали фотографии, сделанные во время перекрытия Днепра. А нынешняя молодежь смотрит цветные телепередачи из космоса, рассматривает фотографии далекой Венеры и вовсе не считает чудом перекрытие даже такой могучей реки, как Енисей. Но это совсем не значит, что юноши и девушки стали скупее на проявление своих чувств. Просто на шкалу сегодняшних человеческих возможностей нанесены совсем другие деления. И грабарки строителей Днепрогэса не идут ни в какое сравнение с мощными самосвалами, а лопаты – с экскаваторами и другими умными и сильными машинами. Зато остался прежним замечательный энтузиазм советских людей, их желание сделать родную землю богаче и краше, их стремление ни в чем не отделять личную судьбу от судьбы Родины. Коммунистическое сознание народа, его идейная убежденность, его неисчерпаемые силы – не в этом ли самое главное богатство нашей Отчизны!

Помню, как прямо с комсомольского съезда отправлялся на БАМ пер вый эшелон строителей, ударный от ряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Москва торжественно провожала

добровольцев, и огромная площадь у Ярославского вокзала вдруг показалась маленькой, не смогла вместить всех, кто хотел пожелать счастливого пути первым бамовцам. Над молодыми людьми, одетыми в строгие костюмы защитного цвета, плыли лозунги. Среди них был и этот: «Героический энтузиазм корчагинской узкоколейки – Байкало-Амурской магистрали!» И в лозунгах – перекличка поколений, нынешние строители продолжают дело корчагинцев. Они едут на восток, чтобы взять запасы Удокана и Чульмана, чтобы построить новые станции, заводы и города.

С первым отрядом приехал на БАМ и московский шофер Александр Шатунов. Но потребность в шоферах была меньше, чем в плотниках, и Саша стал плотником, потом бетонщиком. Недавно он приехал в отпуск и несколько дней провел... на стройке.

– Еду в автобусе к своей станции « Каширская», – рассказывал он, – и все по сторонам оглядываюсь: как тут без меня Москва меняется? И вдруг вижу: укладывают строители бетон... без опалубки. Еще остановки три проехал и все думаю: «Неужели померещилось?» Не выдержал, вернулся. Все просто оказалось: вместо деревянной, трудоемкой опалубки натягивается металлическая мелкоячеистая сетка. Она и бетон отлично держит и позволяет легко создавать любую конфигурацию стены или фундамента, а главное – скорость, производительность! Поработал я с московскими бетонщиками, ну, и, понятно, намотал на ус их приемы.

Именно такие ребята, как Александр Шатунов, стали инициаторами движения, развернувшегося на всех точках будущей магистрали. Оно получило очень точное название: «Я хозяин стройки!» Это движение воспитывает у молодых строителей не только чувство бережливости, но и гражданственность.

За год-полтора очень изменились ребята, уезжавшие на восток из Кремлевского Дворца съездов. Юношеская-восторженность, желание многих «тайгу посмотреть и себя показать» сменились деловитостью настоящих хозяев, к ним пришли опыт и мастерство. Тот же Шатунов, например, не стал ожидать конца отпуска и о новинке, примеченной у московских коллег, сразу же написал в бригаду подробное письмо, похожее на инструкцию: как применять металлическую сетчатую опалубку и где эту сетку можно достать. Потому что и в отпуске он помнит о самом главном в своей жизни – о работе.

За годы девятой пятилетки комсомол направил на стройки пятилетки свыше полумиллиона юношей и девушек. Есть их заслуга в том, что на карте страны появились новые города и поселки, начали давать продукцию свыше двух тысяч новых промышленных предприятий. Раньше срока вспыхнул факел на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, быстрее, чем планировалось, пришел первый поезд в столицу БАМа – Тынду, выпустила чугун крупнейшая в мире криворожская домна, на полную мощность заработала Красноярская ГЭС, собран первый трактор на Чебоксарском заводе промышленных тракторов...

Невозможно перечислить все, что рождено девятой пятилеткой, но мы ясно слышим ее победные шаги. Это шаги в развитии всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, в подъеме народного благосостояния и росте международного авторитета Советского Союза. Это шаги к коммунистическому обществу.

Девиз молодых рабочих – трудиться по-гвардейски. По-стахановски. В этом году мы отметили 40-летие стахановского движения. Миллионы молодых рабочих подготовили к этому юбилею свои трудовые подарки. Например, молодой донецкий шахтер Анатолий Осыка накануне знаменательной даты установил свой второй рекорд, а через некоторое время завершил и свою вторую пятилетку. Символом трудового героизма для советской молодежи стали имена Алексея Стаханова, Никиты Изотова, Петра Кривоноса, Евдокии и Марии Виноградовых, Прасковьи Ангелиной и Марии Демченко.

Прославленные передовики труда учредили переходящие красные знамена «Герои пятилеток, ветераны труда – лучшему комсомольско-молодежному коллективу». За право быть награжденным этим знаменем упорно соревнуются сотни тысяч молодежных бригад, смен и участков, потому что нет выше чести, чем принять знамя из отцовских рук и понести его дальше.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены