Мечты и планы

Попова| опубликовано в номере №273, сентябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Письмо товарищу москвичу

В прошлых номерах «Смены» мы напечатали несколько заметок молодых московских инженеров, техников, художников об их мечтах и планах работы на ближайшее будущее. В № 6 тов. Дамский, светотехник, работающий на строительстве Измайловского стадиона, поделился с читателями журнала своими мечтами.

Вот что писал тов. Дамский: «Проспекты, бульвары, парки, площадки, фасады донов - все они вместе и каждый в отдельности должны получить свой свет... здесь нужно подумать, как лучше осветить треножник для праздничных знамен, как зажечь агитрекламу, как распределить грандиозную гамму света по саду - проспекту им. Ленина, и т. д. Я мечтаю принять участие в разрешении этой задачи».

В ответ на эту заметку пришло письмо из Ижевска, от студентки коммунально-строительного техникума тов. Поповой.

Мы помещаем это письмо.

Мы просим наших читателей и впредь писать нам о своих «мечтах и планах». Шлите на адрес редакции письма к героям Советской страны, к ее инженерам, архитекторам, артистам, ученым - ко всем тем, с работой которых связаны ваши задушевные думы и мечтания.

Товарищ Дамский! С необычайной радостью прочитала в журнале «Смена» ваши «мечты» об освещении ночной Москвы. Я тоже увлекаюсь светотехникой, и немало грандиозных замыслов витало над моим рабочим столом. Но пока я только начинающий светотехник. Учусь на IV курсе вечернего электротехникума. Днем работаю конструктором на заводе. Курс светотехники у нас еще не проходили, но я так «заболела» ею, что во время зимних каникул 1933-1934 г. чуть не круглые сутки просиживала над учебниками по освещению.

Видите, я самоучка, и немудрено, что первую самостоятельную работу по освещению - одноэтажный магазин на Гольянском тракте, у нас в Ижевске, - делала 15 дней. Рекорд черепашьих темпов, не так ли?.. Но ведь это-начало. С тех пор я до октября 1934 г. работала исключительно по освещению, будь то жилой рубленый дом или пятиэтажный гигант. Заканчивая проект, я чувствовала себя триумфатором.

Хорошо бы поработать над тем, чтобы дать рабочему к станку настоящий, удобный свет! Я люблю давать сильное общее освещение, стараясь избегать теней. Знаю, что при художественном освещении светотени необходимы, но у меня здесь нет опыта. Я больше сидела на производственных корпусах. И вот, когда видишь свою работу уже проведенной в жизнь (из громадных окон новых красивых зданий льются в ночь голубые потоки электрического света, цепочка наружных фонарей лучистыми зернами окаймила заводской двор и т. д.), чувствуешь себя самым счастливым человеком на свете. Я не раз себе обещала: «Будет время, мы, светотехники, дадим вам, товарищи рабочие, солнечный свет в мастерские» (есть такие лампы солнечного света. Вам это, конечно, известно.

Я очень люблю работать, товарищ Дамский. И в работе порой не замечаешь, как текут дни. Увлекаюсь по-настоящему.

Я чувствую, как я еще мало знаю. Но буду знать больше. Для того и живешь, чтобы учиться.

У меня в октябре стояла на очереди первая работа по освещению прожекторами заводских территорий. Я уже в библиотеке проектного отдела отыскала две книги по расчету прожекторного освещения, но меня, несмотря на энергичное сопротивление, перебросили на спешную работу в электро-сталелитейный цех по составлению исполнительных чертежей с оборудования электропечей и подъемных кранов. Но и тут дело оказалось очень интересным.

А электрокраны на электромартене!... Я так в них врезалась, что не спала ночами и во время зимних каникул 1934- 1935 г. работала порой у чертежного стола не только по две смены подряд, но и прибавляла к ним часть третьей смены. И спать ведь не хотелось! Комната у меня просторная, белая, с двумя большими окнами. По ночам сюда доносятся гудение электропечей, скрежет подвесных кранов, их предостерегающие звонки... В ночной морозной тьме полыхнет иногда зарево приоткрываемых печей или сияние очередной плавней. Хорошо! Вообще жить хорошо, и учиться и работать!

Мне мало горя, что незаметно пробежали в учебе годы юности. 26 июня 1935 г. мне минуло 24 года, но меня это мало беспокоит. Я считаю, что мои лучшие годы не прошли даром, а еще лучшие придут, когда окончу высшую школу.

В марте 1936 г. я получу диплом техника. В сентябре нам выдадут дипломные задания, а с января мы будем над ними работать. Я уже решила взять «дипломом» преобразовательную подстанцию, ибо я перешла на Трамвайстрой и дипломная работа будет тесно связана с моей основной работой на производстве.

Это очень хорошо. Освещение я для своей подстанции сделаю, ну прямо как для дворца. Уж я постараюсь для нее изо всех сил.

Словом, товарищ Дамский, электротехника - чудесная наука, и, в частности, светотехника. Хотя на Трамвайстрое мне приходится главным образом работать по тяге и оборудованию преобразовательной подстанции, я еще вернусь к светотехнике. Ее нельзя забыть. Я еще мечтаю поработать на третьей очереди Метростроя, когда будет соединяться завод им. Сталина с Виндавским вокзалом. Всю силу воображения, все знания, которые удастся накопить к тому времени, отдам я освещению подземных станций. Сейчас, как начну мечтать, теряю представление реальности. Знаете, мне хочется какую-нибудь станцию отделать бордюром из так называемых парижских камней, т.е. имитацией под бриллианты. Стеклышки подвергаются художественной шлифовке, а затем со стороны оправы покрываются серебряной амальгамой. Такие камешки блестят как водичка, капельки росы... Играют они всеми цветами радуги и сверкают ослепительно. В электрическом свете особенно будет эффектной игра этаких «бриллиантов».

Я видела кинофильм «Есть метро». Самое большое впечатление произвело на меня освещение станций.

Кроме одной все арматуры мне знакомы. Хороши матовые чаши и арматуры, заставляющие как бы изнутри светиться колонны.

Но вторая очередь, конечно, получит еще более изящное и рациональное освещение.

Я очень рада, товарищ Дамский, что вы так любите свое большое искусство, к которому и я немножко причастна. Хорошо, что вы стараетесь свое дарование полнее и полнее использовать для нашей великой родины. Желаю вам самой счастливой, плодотворной работы!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены