Маяковский в «Смене»

Л К-Ов| опубликовано в номере №166-167, сентябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

В один из майских дней 1925 г., когда мы прикидывали на - глаз материал, предназначенный для очередного номера, зыбкая дверь редакционной комнаты распахнулась и, почти касаясь головой косяка, в ней появилась характерная массивная фигура Владимира Владимировича. Он был в шляпе и опирался на неизменную свою тяжелую трость. Маяковского мы все видели на снимках, на литературных вечерах и лекциях и поэтому сразу опознали его.

Но поэт не дал нашему смущению длиться. Он вышел и, осведомившись, кто редактор, деловито предложил стихи. Мы взяли бы их с закрытыми глазами, но Владимир Владимирович предложил их прочесть вслух.

По - моему, как раз для вашего журнала, для молодежи, но все - таки поглядите.

Стихи назывались «Красная зависть». В них говорилось о зависти к детям, которым предстоит жить в век расцвета авиации.

Я еще не лыс и не шамкаю,

Все же рослый дядя с виду я.

В первый раз за жизнь малышам, как я,

Барабанящим позавидую.

Наша жизнь - в грядущее рваться,

Обивать его порог.

Вы - ж грядущее это в двадцать

Расшатаете громом ног.

Густая медь его голоса заполняла нашу мизерную комнату до отказа, он читал, словно видя перед собой всю многотысячную аудиторию журнала.

Стихи пошли в очередном номере.

Владимер Владимирович проявил особенную заботу об оформлении страницы, на которой были помещены стихи. Он сам посоветовал нам обратиться к художнику Денисовскому, сам просмотрел уже приготовленные рисунки. Тогдашнее оформление журнала, представлявшее «смесь французского с нижегородским, попытки подражать английским магазинам», разбивалось о низкую технику, вызывало резкое осуждение В. Маяковского. Особенно возмутила его обложка журнала, на которой была изображена лодка с компанией комсомольцев. Тут фигурировала балалайка, чуть ли не гармонь и т. д.

- Это же значит тянуть молодежь назад, к мещанству, - говорил В. В. - А рисунок? Так может рисовать только невежда! Разве бывают лодки такого рода. Вы считаете это реализмом, а на деле - простое неумение.

Зато заметив на столе рисунок одного из «левых» художников, Куприянова, Маяковский его похвалил. Рисунок, изображавший матроса, так и остался неиспользованным: наши художественные вкусы оставались еще на уровне пресного реализма.

В следующем стихотворении, написанном для «Смены» - «Выволакивайте будущее» - В. Маяковский не преминул заклеймить «визг балалаечный».

Он писал в нем:

Коммунизм не только

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Записки делегата

Заметки о III съезде РКСМ