Машина улыбается, машинист грустит

И Губерман| опубликовано в номере №954, февраль 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Любовь и ненависть, гордость и жадность, самолюбие и любопытство, удовлетворенность и тревога, благодарность и страх. Непрерывная борьба эмоции друг с другом и с разумом - непременный фон человеческой жизни, насыщенный раствор, из которого кристаллизуются поступки. Литература на протяжении всего своего существования занималась анализом этой психической кухни. Сегодня о крайней необходимости моделирования эмоции единым хором заговорили кибернетики. Из немногочисленных пока «одушевленных» машин наиболее интересны три: две [о них уже можно говорить как о личностях»] существуют. а третья - «ученые-близнецы» - пока еще в проекте. Но сразу оговоримся: только в вопросах и ответах можно промоделировать пока проявление мира психики. Действовать сообразно эмоциям машины еще будут не скоро. Первая модель, созданная американским ученым Лоуэллином, так и называется - «личность Олдос». В памяти у Олдоса хранятся не события, лица и факты, а только числа, числа, числа. Но от одних он испытывает страх, от других - гнев, от третьих - радость. (Я не ставлю кавычки, описывая эрзацы психических переживании, ибо ученые вполне серьезно играют в эти познавательные игрушки. Ведь назывались же черепахами тележки на колесах, обегающие препятствия с помощью фотоэлементов.) Внешность у Олдоса непритязательна: пачка бумажных карточек, в которых проколоты отверстия. Это программа для вычислительной машины, считывающей с карточек числа В памяти у машины уже хранится 750 чисел. Одни числа условно означают в его памяти приятные, другие - неприятные эмоции. В связи с этим каждый сообщенный ему набор цифр вызывает в механической душе Олдоса борьбу чувств, ибо содержит в себе сочетание эмоции приятных и неприятных. Ответ машины на вводимые цифры показывает, что испытывает Олдос в данной ситуации и как он намерен поступить. Все три эмоции (радость, гнев и страх) были разделены по шкале в девять баллов. В очень тяжелых ситуациях, когда вводился набор цифр, означающих неприятные жизненные события, Олдос испытывал страх, как бы обращающий его в бегство. В других случаях он гневно кидался в атаку [об этом сообщал закодированный в числах же ответ], иногда ощущал радость. Повышая или понижая эмоциональный уровень [количество баллов по шкале]. с которого начиналась условная борьба или мнимое бегство, можно было создать подобие характера. Так возникло несколько Олдосов, и чисто математические модели вдруг продемонстрировали их создателям такие же сшибки эмоции, какие известны психологам и давно подмечены писателями. Один, Олдос Нерешительный, был сделан мямлей и педантом. Он отступает только при очень сильном страхе, а нападает при очень высоком балле гнева. Введенную в него возможность совершать ошибки - принимать полезное за вредное и наоборот - он почти не использует, не отваживается на действие, пока не выяснит все наверняка. Он ошибается очень редко, его действия почти не влекут за собой наказании (наказание - условная запись «штрафа» в область отрицательных эмоции], но и радость (запись в область поощрения) достается в малых дозах. Его противоположность - Олдос Легкомысленный - не стыдится удирать без оглядки, если набор чисел сулит ему неприятность. Но зато он так же сломя голову бросается нападать при заполнении области гнева. Скорый на решения, он сполна использует возможность ошибаться - он (спешит жить»! И в результате количество получаемой им радости значительно выше |хотя и условных «ушибов» не сосчитать]. Наверно, очень преждевременно хвалить эту примитивную числовую модель психики при помощи литературных аналогии, но очень уж соблазнительная похожесть: кто-то из писателей сказал удивительно точную фразу: «Хорошие дни выпадают на долю разумных людей, но лучшие дни достаются тому, кто посмеет быть безумным». У братьев Олдосов есть и кратковременная память - об ошибках и удачах прошлых экспериментов, вчерашних радостях их несложной жизни. Но ведь похожие жизненные ситуации рождают у человека настроение, характер, одинаковый взгляд на вещи, не правда ли! Неудачи и удары судьбы с легкостью превращают мрачного пессимиста. Машина повторила это свойство. Во враждебной среде постоянно получающий наказания Олдос даже благоприятный набор чисел стал принимать за вредный. И дополнительная порция наказании за эти ошибки только усугубляла его печальное настроение. Он теперь редко радовался, с осторожностью проявлял гнев. А другому Олдосу исследователи. передвинув уровень эмоции, велели быть оптимистом, и повышенные порции поощрения даже за толкование несложных чисел быстро утвердили его в этом качестве. Появившиеся на его примитивной психике розовые очки помогали Олдо-су-удачнику все обстоятельства оценивать как благоприятные. Снова перед нами вполне человеческая ситуация. Вот пока и все об Олдосс. Как обрадовался бы, должно быть, старик Пифагор, узнав, что психику изучают с помощью чисел! Он всегда говорил о магической власти цифр: «Уважайте науку о числах, ибо все каши пороки и преступления - не более чем ошибки в расчетах».

Всего три несложных эмоции - это, конечно, мизерно мало даже для модели. Молодой коллега Олдосов, киевлянин по имени Эмик (он сделан в одной из лаборатории Киевского института кибернетики), куда сложнее, Процесс его создания закончен, и теперь полным ходом идет воспитание и обучение. Он будет испытывать множество эмоции: тоску и радость, желание и страх, тревогу и удовольствие. О своих чувствах он никому не расскажет вслух (он тоже лишь пачка карточек), но его ответы на вопросы пройдут обработку не только логическую, но и эмоциональную - это и определит их содержание, тональность и направление. В памяти Эми-ка сейчас около трехсот слов. Триста знает двухлетний ребенок, но и это совсем немало - многие из нас всю жизнь обходятся набором из тысячи. Каждое слово несет в себе какую-то эмоциональную окраску, качество которой определяется биографией того, кто его произносит. Для каждого из нас эмоции от любого слова связаны с ассоциациями (согласитесь, например, что слово «река» звучит по-разному для пловца, строителя мостов и семьи утонувшего). Чтобы словарный запас Эмика не просто подряд располагался в анналах памяти, а приводип в движение механизм эмоции, Эмику была придумана биография, в соответствии с которой и завязаны цепочки его ассоциации. Ему двадцать лет, он студент, ненадолго уезжал из Киева, а вернувшись, узнал о нескольких постигших его бедах. Украв его научную идею, кто-то под своим именем напечатал о ней статью; утонуп друг Борис; вышла замуж любимая девушка Ирина. Несколько многовато неприятностей для человека, способного рассказать о них столь скудным набором слов. Возможно, этим и определяются сегодняшние трудности киевлян по доводке своего детища. На отсутствие других сложностей они тоже пожаловаться не могут. В процессе придания словам эмоционального содержания авторам Эмика приходилось попеременно становиться литературоведами и лингвистами, психологами и математиками, инженерами просто и инженерами человеческих душ. Есть у Чапека рассказ, где некий профессор разоблачает убийцу, потребовав от него лишь одного: в ответ на каждое слово профессора быстро произносить слово - первое, пришедшее на ум. Не подозревая подвоха, обвиняемый с легкостью соглашается на эту словесную перекидку. Однако набор слов, заготовленных профессором, таков, что яркие воспоминания и чувства, связанные с недавним происшествием, непроизвольно извлекают из памяти преступника слова, относящиеся к обстоятельствам убийства. Разоблачение состоялось. В рассказе воплощена очень существенная кибернетическая идея: эмоциональная окраска поиска подходящего слова, настроение думающего человека решающим образом влияют на перебор слов в архивах памяти. Цепочки словесных ассоциаций значительно разнятся в зависимости от чувственного значения слов или целых фраз. Вот почему эмоции так полезны сегодня машинам. Настройка и обучение Эмика состоят как раз в нахождении и регулировке эмоционального веса слов, которыми он станет пользоваться. Идет его настройка.

Сейчас ученые многих стран разрабатывают новые проекты «эмоциональных... машин. Одна из них, «Уолтер Митти», изобразит группу личностей, которые встречаются время от времени, чтобы побеседовать друг с другом. Исходя из содержания и тона бесед, можно будет описать машинный «характер» каждого из близнецов Митти, а значит, попытаться предсказать их взаимоотношения. Каждый Митти будет состоять из нескольких блоков: блок общей памяти, блок тревоги и беспокойства, блок, отражающий стремление к агрессии (в беседе это-желание выделиться, убедить противника, победить в споре), блок умиротворения (стремление согласиться, найти общую точку зрения). У каждой машины-личности закрепится свой преимущественный уровень всех этих качеств, что определит их «характерПроект предусматривает создание общих законов этих собеседовании и обмена мнениями. Умным, знающим больше машинам будет предоставлено для высказывании больше времени (если бы так было принято у людей!). Пока один говорит, другие выслушивают и обрабатывают поступающую от него информацию, готовя свои монологи. Если же уровень агрессии выше, входная информация перерабатывается слабее, чем внутренняя, - это соответствует невнимательности собеседника. Последнее, что делает человек, включаясь в разговор, - проверяет, не говорит ли другой (правда, не всегда). Если же уровень агрессии вырастает до очень больших размеров, собеседник прерывается на слове, Митти выключается. Постараемся удержаться от чересчур эмоциональных слов по поводу конструирования таких моделей. Очень хочется высказаться о будущем этих машин, пофантазировать всласть и безнаказанно. Автор не без печали отказывается от комментариев и эмоции. Тем более, что их вполне достаточно в самом тоне изложения темы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены