Маркс м Энгельс о великом поэте

Л Гольман| опубликовано в номере №528, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перевод Энгельса, сделанный, разумеется, не с литературной, а с учебной целью, говорит о необычайных филологических способностях великого пролетарского учёного, об умении его быстро ориентироваться в особенностях изучаемого языка и легко проникать в смысл написанных на нём текстов, даже таких сложных, как стихотворный текст пушкинского романа. Впоследствии Энгельс целиком овладел русским литературным языком и смог в полной мере оценить всё совершенство пушкинских стихов, а также других выдающихся образцов русской поэзии и прозы. Он отзывался о русском языке, как об «одном из самых сильных и самых богатых живых языков» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 239). «Какой красивый русский язык», - восклицал он в письме к Вере Засулич от 6 марта 1884 года (К. Маркс и Ф - Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 362). Маркс так же, как и Энгельс, владел русским языком и читал произведения русских классиков в оригинале.

Творения Пушкина были для Маркса и Энгельса не только источником огромных эстетических наслаждений. Основоположники марксизма знакомились по произведениям гениального русского поэта - реалиста и других крупнейших русских писателей с русской действительностью, с общественными течениями в России, с умонастроением передовых представителей русского общества и их вольнолюбивыми идеалами. Недаром такой интерес у них вызвал «Евгений Онегин» - поэтическое отражение русской жизни начала XIX века. Маркса и Энгельса восхищали глубина и меткость поэтических характеристик различных общественных явлений, присущих России, а также и Западной Европе того времени, которые даны в этом замечательном произведении. Энгельс, например, восторженно писал о том, как свободно постиг автор «Евгения Онегина» существо теорий крупнейших буржуазных экономистов Запада, а также свойственную им ограниченность взглядов и другие недостатки. «Ваш Пушкин уже знал это», - указывал он на это одному из своих русских корреспондентов (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч... т. XXVIII, стр. 370).

В глазах Маркса и Энгельса Пушкин был олицетворением необычайной одарённости русской нации. Основоположники марксизма всю свою жизнь верили в творческие силы и глубокие революционные возможности народа, который за несколько десятилетий выдвинул из своей среды Пушкина, Гоголя, Чернышевского, Добролюбова и целую плеяду других гениев. Они смотрели на Россию, как на страну, которой принадлежит крупнейшая роль в мировой истории и предстоит великое будущее. Они неоднократно указывали на огромное значение грядущей русской революции против царизма для судеб всего международного рабочего движения, называя Россию «передовым отрядом революционного движения в Европе» (K. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I. стр. 3). «Россия это - Франция нынешнего века, - говорил Энгельс русскому революционеру Лопатину, - ей законно и правомерно принадлежит революционная инициатива нового социального переустройства».

Пророческие слова великих учителей и вождей рабочего класса полностью осуществились в наши дни. Руководимые великой партией Ленина - Сталина, народы России во главе с русским народом, в творческую энергию которого так горячо верили Маркс и Энгельс, свергли царизм, уничтожили власть капиталистов и помещиков и основали могучую социалистическую державу.

На широких просторах России были впервые в истории претворены в жизнь самые заветные чаяния Маркса и Энгельса об освобождении трудящихся от эксплуатации и построении бесклассового общества. Гениальный продолжатель дела Маркса, Энгельса и Ленина Сталин ведёт советский народ к коммунизму. В обстановке могучего творческого подъёма и новых успехов в борьбе за коммунизм советские люди отмечают стопятидесятилетие со дня рождения великого Пушкина, чьё имя так высоко чтили основоположники научного коммунизма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены