Одна из важнейших особенностей Театра юных зрителей состоит в том, что ТЮЗ – это, по сути дела, четыре театра под одной крышей – для младших школьников, для младших и старших подростков и, наконец, для юношества. И у каждого из этих театров свои проблемы, свои нравственные и художественно-эстетические задачи.
В этой статье мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями относительно театра для подростков. Любопытный эксперимент был проведен недавно лабораторией социологических исследований Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Школьников 5 – 10-х классов разбили на пять групп «по увлечениям» (литература, кино, театр, музыка, изобразительное искусство). В результате исследования выяснилось, что повышенный интерес к театру возникает именно в подростковом возрасте и что «театральная» группа превосходит другие в художественном развитии...
Научно-техническая революция оказала огромное влияние на тех, кому одиннадцать – тринадцать и особенно четырнадцать – шестнадцать лет. Подростки мгновенно освоились – на своем уровне, разумеется, – с ее достижениями. Их уже не удивляет покорение космоса: «Так и должно быть». Телевизор, магнитофон, транзистор стали для них не только привычными, но и необходимыми деталями быта: «А как же без них?» В школе они изучают основы математического анализа, теорию относительности, дома впитывают разнообразнейший поток информации, который излучает телеэкран.
Наши дети стали умнее, образованнее. Но, радуясь этому, мы не должны забывать еще об одной крайне важной стороне воспитания. Я говорю о воспитании чувств.
Наши дети не должны быть лишены радости открытия мира, удивления перед ним, они должны сохранить способность видеть необычное в самом обыкновенном – в восходе и закате солнца, в вечерних сумерках и в утренней росе. Мы, взрослые, обязаны научить наших детей, этих маленьких «философов» и одновременно «потребителей» современных достижений, проникать в бесконечно сложный мир человеческих отношений, познавать их всем сердцем. И здесь неоценимую роль играет искусство. Его живая, эмоциональная стихия, его красота помогают всем нам постичь нравственный опыт человечества, передовые общественные, эстетические и этические идеи. Но учиться понимать и чувствовать искусство нужно с детства, иначе может случиться так, что человек пройдет мимо мира прекрасного, не восприняв его ни умом, ни сердцем. А эмоциональная глухота и черствость могут со временем превратиться в жизненную позицию: «Моя хата с краю», «Своя рубашка ближе к телу». ...Я люблю наблюдать за ребятами, когда они сидят в зрительном зале. Вот идет спектакль «Весенние перевертыши», и подростки внимательнейшим образом следят за тринадцатилетним парнишкой Дюшкой Тягуновым, с которым произошло странное – «ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши». Он вдруг стал замечать и чувствовать то, что раньше было скрыто от него, – людское горе и радость, боль и тревогу.
Дюшку возмущает жестокая сила Саньки Брахи, который безнаказанно «убивает лягух», грозит, что «прольется кровушка». Он хочет понять странного, то есть не похожего на других, Никиту Богатова и с прекрасным максимализмом отрочества доказывает право каждого быть самим собой, а не таким, как все.
Сидящий в зрительном зале подросток всегда на стороне добрых и справедливых героев. И он не просто следит за развитием действия. Он переживает происходящее вместе с героями, его душа жаждет помочь им, защитить, спасти...
В связи с этим мне вспоминаются интересные и довольно примечательные споры, порожденные спектаклем «Тимми, ровесник мамонта» (по рассказу А. Азимова). Это фантастическая история о мальчике-неандертальце, которого машина времени перенесла в XXI век. Доктор Хоскинс должен по окончании эксперимента вернуть Тимми в глубь веков. Узнав об этом, мисс Феллоуз, медицинская сестра и воспитательница маленького неандертальца, успевшая крепко полюбить мальчика, не оставляет его и в последний момент решает сопровождать Тимми в прошлое.
Как много говорили нам о том, что детям не нужны такие «переживания», что им это, мол, рано, пусть живут в полной безмятежности. Мы не могли и не можем согласиться с этим, потому что считаем: театр обязан использовать великую силу искусства, которая вызывает в людях подлинное волнение, чувство причастности к тому, что происходит на сцене, рождает в них жажду встать на сторону добра...
В 12 – 15 лет человек открывает для себя окружающий мир во всем его многообразии и сложности. Добро и зло, любовь и ненависть, правда и справедливость... Подросток хочет постичь суть этих понятий, найти ответы на вопросы, которые встают перед ним с первоначальной остротой. Разумеется, ответы будут найдены. Но какие? Продиктованные высокой мерой нравственности или бездуховные, обывательски пошлые? Это во многом зависит от нас, от тех, кто служит детству и отрочеству. Возвращаясь к разговору о постановке «Тимми, ровесник мамонта», хочу сказать, что время (а спектакль идет уже седьмой год) подтвердило правильность наших поисков. Ребята живо откликнулись на историю Тимми. В театр шли потоки писем. Вот одно из них: «Хелло, мистер Хоскинс! Разрешите представиться: Саша Васильцова, ученица 6 «б» класса школы № 76.
Прошу прощения, доктор, но у меня к вам личные претензии... В вас нет главного: доброты и любви к людям. Как хорошо, что есть такие люди, как мисс Феллоуз, которая ради дружбы и человеческой любви решила вернуться с Тимми в каменный век...»
Тему борьбы с бездуховностью и жестокостью театр развивает в спектакле «Трень-брень» по пьесе Р. Погодина.
Эта на первый взгляд простая история о рыжей девочке оборачивается для зрителей притчей о справедливости. Вот Ольга – так зовут героиню – выходит на сцену, рыжая, резко отличающаяся ото всех, а на нее с криком налетает мальчишка: «Сегодня на рыжих облава!» Ольга не понимает, недоумевает. А мальчишка, убежденный в своей правоте, разъясняет ей: .«Если бы все люди были рыжими, никто бы на тебя и внимания не обратил. Стань как все и живи себе преспокойно ».
Если в «Весенних перевертышах» Дюшка только начинает осознавать себя как личность, то Ольга в «Трень-брень» понимает, что за право быть личностью надо бороться.
К 16 – 17-летним, которые стоят на пороге юности, театр обращается спектаклем «В гостях у Донны Анны» А. Кургатникова. «Изменяться, но не изменять» – в этом жизненное кредо Анны Александровны, Донны Анны, как называют свою учительницу ее бывшие воспитанники. По-разному сложатся судьбы вчерашних одноклассников, но уроки нравственности, которые преподала им Анна Александровна, не пройдут, не должны пройти бесследно...
В спектакле «В гостях у Донны Анны» рядом с ведущими актерами А. Шурановой, Н. Ивановым играют студенты постоянно работающего при нашем театре отделения – студии Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Такое настоящее творческое общение с опытными мастерами помогает студентам не на словах, а на деле понять основные художественные и педагогические тенденции нашего театра, проникнуться искренним отношением к судьбе юного человека.
В нашем репертуаре немало спектаклей с грифом «Показывает молодежь», которые рождены в студии: «Наш цирк», «Сказки Чуковского», «Открытый урок», «Вей, ветерок!» и другие. Для театра это крайне важные работы, ведь они помогают поддержать триединство: школа – студия – театр, в котором заложена жизненная сила Театра юных зрителей.
Мы постоянно думаем о том, что может привлечь подростка в театр, чего он ждет от театра, отвечают ли наши спектакли этим ожиданиям.
Мне вспоминается, как после спектакля «Вей, ветерок!» ко мне подошла девочка лет пятнадцати и застенчиво-дерзко сказала: «Я хочу научиться любить, как любила Барба. Этому можно научиться?» Я ответил: «Да, да и да!» Потому что действительно верю в то, что театр может научить любить и ненавидеть, может и должен воспитывать в людях доброту и чуткость.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.