Люди ясной цели

А Присс| опубликовано в номере №559, сентябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Страстность в работе с детьми и несомненные педагогические способности Нины Мусулевской не могли не быть замечены педагогами и комсомольской организацией. Они помогали Нине и всячески развивали в ней эти задатки. В 9 - м классе Нина была назначена пионервожатой и великолепно справилась с этой работой.

В начале прошлого лета Нину вызвали в райком комсомола:

- Пора тебе выходить за стены школы. Нужен пионервожатый для университетского пионерского лагеря. Мы хотим рекомендовать тебя. Что скажешь?

- Я готова, - не задумываясь, ответила Нина.

В 1950 году по ходатайству университета Нина снова работает в том же пионерлагере, только теперь уже не просто пионервожатым, а старшим вожатым.

Итак, сомнений и колебаний в отношении выбора будущей профессии у Нины не было: ясно, что она должна быть педагогом, это - её призвание, и она не представляет себе иного занятия. Выбрала же она для этой цели университет потому... собственно, потому, что это университет, славный, старинный Харьковский университет с богатой революционной историей, замечательными традициями, с чудесными профессорами и преподавателями...

На какой же Нине идти факультет?

Из всех предметов Нина больше всего любит литературу и математику. Литература прельщает её своей воспитательной силой, а точные дисциплины - логичностью, творческими возможностями в науке и народном хозяйстве. Чему же отдать предпочтение? После долгих раздумий она остановилась на математике.

- Я вам откровенно скажу, почему я так сделала, - смущаясь, говорит она. - Видите ли, мне очень нравится решать задачи. Когда решишь задачу, особенно трудную, испытываешь такое чувство, будто одержал какую - то важную победу, и даже сама растёшь в собственных глазах. - И, словно извиняясь, добавляет: - А ведь это очень, очень приятно... потому - то и пошла на физико - математический.

Иной дорогой пришёл в университет Иван Зайцев - невысокий коренастый парень с энергичным, волевым лицом и сильными рабочими руками. О таком как - то не скажешь: «юноша». Прямой взгляд, уверенная, чуть вразвалку походка, неторопливая речь - кажется, прежде чем сказать, он обдумывает каждое слово, - всё это выдаёт в нём человека положительного, с вполне сложившимися взглядами и жизненным опытом, знающего цену и себе и другим. Выглядит он старше своих 20 лет, и не удивительно: за плечами у него большая трудовая жизнь.

Зайцев родился и рос в деревне. Крестьянский мальчик стал студентом университета! В былые времена для такого случая непременно было бы упомянуто имя Ломоносова. Но наше время другое: Зайцеву, чтобы учиться, не надо было читать книжки украдкой, отправляться пешком за сотни километров в город и там терпеть нужду и голод. Школа, - правда, семилетняя - была в соседнем селе; не удовлетворила его семилетка - поступил в 8 - й класс местной школы сельской молодёжи; захотел учиться дальше - сел в поезд и приехал в Харьков. Здесь сразу поступил работать на завод, получил место в заводском общежитии, был принят в 9 - й класс заводской школы рабочей молодёжи. Мало того: бесплатно получал все необходимые учебники, письменные принадлежности, и даже прикрепили к нему для помощи в занятиях двух студентов университета. Всё это так, такова наша советская действительность. И тем не менее есть в этом крестьянском пареньке что - то такое, что заставляет нас вспомнить о Ломоносове: это его поразительная тяга к знаниям, любовь к науке.

Учиться Зайцеву нелегко, много труднее, чем, скажем, Нине Мусулевской: она знала только школу, а ему нужно было ещё и работать. Но Зайцев из тех людей, что не отступают перед трудностями: раз уж поставлена цель, они будут идти к ней прямо и неуклонно, и никакая сила не заставит их свернуть с намеченного пути.

Можно совместить работу и учёбу, да так, чтобы они не мешали друг другу?

Да, можно! - лишний раз подтверждает пример Зайцева.

Что требуется для этого?

Желание, настойчивость.

На завод Зайцев пришёл два года назад. Он не имел тогда никакой квалификации и начал с ученика. А сегодня Зайцев - высококвалифицированный слесарь, знатный человек на заводе, автор нескольких ценных рационализаторских нововведений. Комсомольцы оказали ему честь и доверие, избрав секретарём цехового комитета.

Зайцев работает много, очень много. Нужна большая сила воли, чтобы после напряжённого рабочего дня заставить себя сесть за книги и сидеть до поздней ночи. Но он умеет это делать. Как бы ни было тяжело, как бы ни устал, никогда он не нарушит установленного порядка занятий: что наметил, выполни во что бы то ни стало.

За его занятиями специально следит комитет комсомола, бережным вниманием окружают Зайцева друзья по работе и общежитию. Одно время не ладилось у Зайцева с алгеброй - с ним специально занимались направленные комитетом комсомола студенты - шефы Миролюбская и Паволоцкий. Когда Зайцев садится за уроки, в комнате наступает тишина: товарищи стараются не мешать ему. Удивляться этому, конечно, не приходится. Это тоже наша советская действительность, обычные нормы социалистического общежития.

А разве сам он, Зайцев, поступает не так же? В общежитии есть немало учеников вечерней школы, и Зайцев постоянно помогает им. Задолго до экзаменов он организовал группу в девять человек, с которой занимался регулярно. Отчего же не помочь товарищам!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сражающийся Вьетнам

К 5-летию демократической республики Вьетнам