Литературно-критическая

опубликовано в номере №1261, декабрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

В тетрадях «Белое море» и «Тихий океан» отражен героизм советских моряков Севера и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. Рассказывается в них и о людях, которые работали в портах и делали все возможное и невозможное, чтобы помочь Родине как можно быстрее разгрузить и отправить на фронт боевую технику, которую нам поставляли союзники.

В то время главной задачей всех военных моряков Северного морского флота была охрана торговых судов союзников от вражеских подводных лодок, кораблей и самолетов. Фашисты не считались ни с чем, лишь бы не дать пробиться торговым судам в наши северные порты. Не всегда союзное командование было полностью готово помочь Советскому Союзу в трудные годы войны. Так, на совести английских адмиралов лежит трагическая судьба конвоя РО-17, почти полностью потопленного фашистами. Когда уже

больше половины пути от Рейкьявика до Архангельска было пройдено, английское адмиралтейство приняло решение оставить транспортные суда без военного эскорта. Такое решение было и непонятным и необъяснимым, оно обрекало конвой РО-17 на верную гибель.

Приходилось плавать через Тихий океан к берегам США, и каждый такой поход можно было назвать героическим. Океан кишел японскими подлодками и катерами, и пробиться в далекий Портленд всегда было сопряжено с риском для жизни. Но пробивались и возвращались, груженные военной техникой, паровозами... Возвращались даже тогда, когда уже не было никаких шансов вернуться. Петому что понимали: каждый такой рейс приближает день Победы.

Нет сомнения, что книга К. С. Бадигина будет интересна молодым читателям, как еще одна частичка истории нашей Родины, достойный пример для подражания, и читателям взрослым, как документально запечатленный их подвиг.

Игорь Дубровин

Почерк истории

Книга, о которой пойдет речь, – это своеобразный путеводитель по одному из интереснейших, заповедных мест нашей страны и путеводитель по историческим датам и событиям, которые нашли свое отражение в памятниках истории. Написал эту книгу Борис Дмитриевич Михайлов и назвал «Каменная могила» («Промшь», Днепропетровск, 1979 г.).

«Каменная могила» – величественное природное образование из камня и известняка, возраст которого более десяти миллионов лет. Чем действительно ценно с точки зрения геологии и истории это единственное в мире, уникальное создание времен? Во-первых, тем, что строили памятник ледники, страшные ветры, землетрясения. Каменная могила содержит в себе повествование о палеотической, неолитической эпохах, об эпохе меди и бронзы. Но самое любопытное, что огромные каменные глыбы – это целая галерея работ первобытных художников.

Автор книги отмечает в наскальных рисунках первых мастеров талант, динамику движения, точность. Каждая народность, населяющая в свое время эти приазовские степи, стремилась оставить свой штрих, свой почерк на древнем камне. Раскинувшаяся на трех гектарах, высотой двенадцать метров, каменная могила издавна привлекала древних служителей культов. Три тысячи плит памятника вмещают многие символы, связанные с проведением тех или

иных обрядов. Смена религий, борьба одной религии с другой – об этом красноречиво рассказывает современнику камень. Бережно и вдумчиво Б. Д. Михайлов раскрывает перед читателем загадочный почерк многотысячелетней истории, приводя для красочности повествования старинные легенды и предания, которыми предки наши пытались объяснить фантастическое по своим масштабам образование камней в одном из уголков степей Северного Приазовья (сейчас это Мелитопольский район).

Памятник истории интересен также, как книга, повествующая об изменении психологии древнего человека, о его изначальных понятиях о звездном небе и вселенной, о символическом соответствии действий людей и явлений природы. Михайлов пишет о жизни и занятиях людей, населявших данную местность, вместе с читателем проходит по глубоким и таинственным пещерам каменной гробницы, обращая внимание на изображения охоты древних людей, ритуалов, жертвоприношений священных животных. Позднее древние художники стали изображать животных, запряженных, работающих на человека-земледельца.

С интересом автор рассказывает о первых христианских погребениях, о чурингах – священных предметах, обладатели которых наделяли их сверхъестественными свойствами. Археологические раскопки в районе каменной могилы помогли установить уровень культуры, искусства и ремесел живших здесь людей. Словом, интереснейший рассказ об уникальном памятнике прошлого, несомненно, привлечет внимание читателей к книге Б. Михайлова.

Игорь Жеглов

Чьи носы достойны веснушек?

В самом обыкновенном городе сырой ветреной ночью неожиданно начинаются чудеса. Они приходят к юным читателям со страниц повести-сказки Софьи Прокофьевой «Оставь окно открытым» («Советская Россия», 1978 г.). Сказочный человечек по имени Веснушка появляется на Большой Почтовой улице в квартире рыжей девочки Кати и сразу же резко меняет всю ее жизнь и жизнь других ребят. Да и взрослых людей тоже. И даже животных! Со всеми начинают происходить удивительные истории. Все веселое и грустное, но неизменно мудрое и полезное, что свершается по воле Веснушки, исполнено искренности и доброты. Читатели учатся вместе с героями сказки отличать то, что хорошо, от того, что плохо; справедливость и благородство – от корысти и фальши. Никто их не «учит», не преподает им назидательных уроков, а они тем не менее учатся: таково мастерство Веснушки и писательницы С. Прокофьевой. Веселый волшебник делит всех людей на «рыжих» и «не рыжих». Рыжие – это, в его понимании, честные, смелые люди, готовые в любой момент прийти на выручку тем, кто нуждается в дружеской руке...

Откуда же взялся этот сказочный человечек? Дело в том, что давным-давно он был... солнечным лучом. Представьте себе: лучом! Но, чтобы прийти на помощь людям, спасти от казни отважного кузнеца, Веснушке пришлось (чего не свершишь ради хорошего дела!) оторваться от Солнышка. Ему порой бывает страшно и одиноко среди «липкой, жадной Темноты-Темнотищи», но находчивость Веснушки, его непримиримость к мраку, ко всему, что олицетворяет неправду, и, разумеется, помощь друзей помогают солнечному человечку одерживать победы.

Нужно сказать, что в повести несправедливость и мрак носят не только некий отвлеченный характер – они имеют своего выразителя в образе злобного старца по прозвищу Взяли и. обидели, который видит подвох и злонамеренность там, где их и в помине не бывало! Взяли и обидели ведет ожесточенную войну против Веснушки и ребят. В своем злобном отчаянии он доходит до того, что пытается утопить собаку Пуделя, а собака – это, как всем, известно, друг человека. И людям удается спасти своего друга! «Нас много – и все рыжие. А Темнотища, она боится, когда сразу много рыжих...» – говорит Веснушка. Действительно, ничто на свете не страшно, когда хорошие люди стоят рядом, как бы плечом к плечу.

Счастливое появление Веснушки помогает всем ребятам сдружиться, на многое взглянуть по-новому и даже перевоспитывает бывшего «пособника» Взяли и обидели временно заблуждавшегося Кота Ангорского. Зло остается в одиночестве, оно наказано... Так и должно быть!

Повесть Софьи Прокофьевой органично сочетает в себе острый сказочный сюжет с решением проблем отнюдь не сказочных, а самых что ни на есть жизненных, реальных – проблем нравственного воспитания, которые так важны во всяком возрасте, а в юном особенно! Писательница языком конфликтов, событий объясняет ребятам, как это важно – не бояться трудностей, смело преодолевать их. Она доказывает, что с верными друзьями всегда надежнее и веселее. И призывает оставлять окно открытым для света и тепла солнечных лучей, для чудес и приключений.

На последних страницах повести ее юные герои получают награды за проявленные ими храбрость и находчивость. Какие награды? Ну, конечно же, необычные: ведь все происходит в сказке. Наградой стали... веснушки, которыми, оказывается, переполнены карманы их друга, некогда оторвавшегося от Солнышка, чтобы приблизиться к людям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены