Литературно-критическая

опубликовано в номере №1261, декабрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

«В семь вечера у памятника»

Телеграмма такого содержания собирает трех взрослых людей у шадровского «Сезонника» у скамейки, на которую воробьями слетались они с разных концов Каланчевки, – так начинается рассказ «Воробьи», вошедший в новый сборник рассказов Виталия Мальков а «Исполняется впервые» («Московский рабочий», 1979 г.). И эта телеграмма вызывает из памяти автора образы дорогих людей его детства и юности – жителей дома на Каланчевке.

Дом и двор. Казалось бы, меловатая площадь для создания емких картин жизни, для глубоких обобщений. Но, знакомясь с жителями дома, все больше и больше убеждаешься, что оттуда и начиналась для них Родина. Оттуда уходили на войну, уезжали на стройки пятилеток. Там происходили первые встречи с добром и первые стычки со злом.

Бывает, что человек, проживший большую часть жизни, вдруг ощущает необходимость вернуться к началу этого долгого и непростого пути, вновь испить из реки Память несколько капель детства, юности. И часто – чтобы заглушить боль, причиненную потерями и ошибками. Герои рассказов Малькова и сам автор отнюдь не делают из своего детства и юности некий фетиш – розовую, свободную от проблем пору жизни. Нет, их мальчишечье и девчоночье братство получало порой суровые, недетские уроки: нравственности, стойкости, человечности; еще более суровый урок преподала война. Обращаясь к этой поре, они как бы выставляют себе оценки за эти уроки. Оценки отличные и хорошие – потому, что не разменяли, не растеряли то, о чем говорили и мечтали в детском своем неведении трудностей и сложностей жизни. И порой завидуешь автору: сколько прекрасных, чистых сюжетов-«маячков» подарил ему дом на Каланчевке.

Память. Ее ведь тревожит и хорошее и плохое тоже! Только вот свет маячков – это хорошее,

и свет их мощно подавит вспышки тлена, что порой мешает жить. У взрослых теперь детей дома на Каланчевке в жизни оказалось достаточно маячков, чтобы однозначно выработать позицию, отношение к людям, подобным «профессору» Максимову (рассказ «Пыль») и «врачу» Хитяеву (рассказ «Доктор»). Они могли ранить юных, эти мелкие людишки, но дом подарил ребятам чудесные, чистые образы революционерки Нататонины, полного георгиевского кавалера и героя Великой Отечественной Лузина, доктора Красова – воплощение долга и порядочности. Подарил на всю оставшуюся жизнь. Их мерками, помноженными на собственный опыт, измеряли бывшие «воробьи» прочность характера в минуты горя, в минуты решений. Светом их доброты отогрела себя девушка Лена, потерявшая а войну любимого и дочь, чтобы взрослой женщиной донести лучики этого света до детдомовца Веснушки, ставшего ее приемным сыном (рассказ «Веснушка»).

Рассказы о жителях дома на Каланчевке сменяют «Разные истории». Сюжеты их настолько жизненны и притом незамысловаты, что кажется: вот идет моложавая бабушка с внуком – это она охраняет пухленького Вовку от Карлсона и прочей, по ее мнению, чепухи (рассказ «Вовка, Карлсон и молодая бабушка»). Или вот идет Димка Евсеев, которого нет дома не потому, что он уехал, а из-за полного отсутствия его личности в решении острых бытовых вопросов (рассказ «Евсеева нет дома...»). Вообще в прозе Малькова мы найдем много, казалось бы, сугубо бытовых ситуаций. Но тем более значима человеческая и писательская позиция автора, что в этих ситуациях он резко очерчивает характеры героев, жестко подвергает испытаниям их нравственные идеалы.

В доме на Каланчевке начиналась Родина для юных героев рассказов Виталия Малькова. И ценность книги прежде всего в том, что автор рассказал Нам искренне и без прикрас, как росло и крепло в его поколении на протяжении жизни чувство гражданственности – чувство сопричастности к ритму и времени, в которых живет родная страна.

Андрей Комаров

Преступление не окупается

Жанр научной фантастики, как и жанр детектива, могут, пожалуй, поспорить между собой в популярности среди миллионов читателей. Что же тогда и говорить о произведениях, где органично сплавлены оба эти жанра: детектив развивается на захватывающем дух материале из мира науки и техники? Успех

таким произведениям обеспечен, если выполняются два условия: детектив действительно остросюжетен, внимание читателя неотрывно следует за перипетиями героев, а научно-техническая база, на которой основывается „действие, по-настоящему солидна, свидетельствует о глубокой эрудиции автора. Оба эти условия, думается, выполнены в книге Г. Прашкевича «Разворованное чудо» (Западно Сибирское книжное издательство, 1978 г.). Кроме того, повести Прашкевича отличает еще одно немаловажное качество – злободневность. Не случайно действие большинства из них происходит в «горячих точках» нашей планеты, и в ткани повествования причудливо переплетаются проблемы охраны окружающей среды и терроризм, вопросы установления контактов с внеземными цивилизациями и расовая дискриминация, создание оружия неслыханного массового уничтожения и промышленный шпионаж, нейрофизиологические гипотезы и вербовка наемных убийц с нацистским прошлым...

Тема произведений Прашкевича – наука и нравственность. Недаром одной из своих повестей автор предпосылает эпиграфом определение понятия «совесть» из Большой Советской Энциклопедии: «...сознание и чувство моральной ответственности человека за свои действия перед обществом, народом, а также перед отдельными людьми...». Автор показывает, какая чудовищная опасность угрожает человечеству, если достижения научно-технического прогресса станут достоянием людей без чести и совести. Мир подвергается опасности, если возможно существование тайной «обсерватории», лидер которой – некто Бестлер – «на научной основе» цинично приговаривает «почти треть человечества к очищающему сожжению» смертоносным излучением, а случайно попавший в эту «обсерваторию» журналист Маркес, несмотря на отвращение, которое он испытывает к Бестлеру, в какой-то момент чувствует себя польщенным, когда ему предлагают сотрудничать с возглавляемой Бестлером бесчеловечной «фирмой». Мир подвергается опасности, если «информация, способная вызвать протест общественности», собранная промышленным шпионом Элом Миллером в засекреченном городе Итаке и разоблачающая преступные махинации комбината «СГ», отравляющего своими отходами все живое в округе, будет не предаваться гласности, а выгодно продаваться конкурирующей фирме. Наконец, даже чудо, может быть, явившееся из глубин Вселенной или еще неведомое науке, имеющее земное происхождение, будет уничтожено наемниками, которых вербуют «новоиспеченные диктаторы» из бывших военных преступников.

Заключает книгу Прашкевича чисто фантастический рассказ о межзвездном путешествии XXI века. Но и здесь автор остается верен себе. Вот как должен вести себя человек при возможном контакте с внеземной цивилизацией: «Если сам Контакт по каким-либо причинам ставит в угрожающее положение как Человека, так и Неизвестную ранее форму жизни, Человек должен отступить. Отступить, чтобы, проведя необходимые исследования, понять и сформулировать для себя природу и особенности неизвестной ранее формы жизни и в итоге найти приемлемую и гуманную возможность Контакта».

Наталья Колосова

Морские хроники

«На морских дорогах» – так называется новая книга К. С. Бадигина, бывшего капитана дальнего плавания (Политиздат, 1978 г.). Автор называет ее «своими записками», и это очень точно подчеркивает документальность. Состоит книга из трех глав – трех «тетрадей», в которых повествуется о героических морских дорогах советского торгового флота.

В тетради первой – «Ледовитый океан» – перед нами предстают ледокольный пароход «Георгий Седов», скованный со всех сторон льдами безбрежного океана, охваченный шквальными ветрами, и его бесстрашный экипаж, мужественно переносящий выпавшие на его долю испытания.

Константин Сергеевич Бади-гин попал на «Седов» с самого начала плавания и был назначен капитаном корабля в те самые дни, которые потом войдут в историю советского флота. Вместе с экипажем, состоящим всего из 33 человек, на закованном во льдах корабле, у которого не действовало рулевое управление, капитану предстояло перенести все горести и радости самого продолжительного дрейфа. Рассказывая об этом, автор подчеркивает силу духа и дружескую взаимопомощь. Высокий моральный дух, упорство, сила воли людей – все это было движущей силой героического экипажа.

«Тяжела и опасна работа моряков в мирное время. Что же говорить тогда о суровых и беспощадных годах войны!» – пишет бывший капитан.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Моя жизнь – мои фильмы

Сергей Герасимов, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР