Комментарий к почину

Кирилл Ковальджи| опубликовано в номере №1167, январь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читатель помнит то время, когда сорочки хватали без разбора. Фабрика, естественно, старалась выпускать как можно больше сорочек. Однако со временем покупатель стал не тот. Он, вчера еще хватавший сорочку не глядя, сегодня весьма пристально и придирчиво вглядывается. Вчерашняя сорочка у него уже есть, и не одна, он желает сегодняшнюю, а еще лучше – завтрашнюю. Если замешкаться, внушительная по количеству продукция может застрять мертвым грузом в торговой сети. Производственник, который вчера не без основания любил цифры и проценты, сегодня должен возлюбить и скрывающиеся за ними сорочки. Мало того. Он должен распространить свою сердечную заботу по обе стороны фабрики – от поставщика до продавца и покупателя...

При чем тут любовь и сердечная забота? Как-то несолидно употреблять такие слова, когда речь должна идти о том, что известно и старшекласснику: о новой технике, о научной организации труда, экономических стимулах, использовании резервов... Иными словами, достаточно обеспечить фабрику всем необходимым, подналечь, и проблема качества будет решена так же, как в свое время – проблема количества. Главное – каждый на своем участке должен работать все лучше и лучше.

И действительно: первый этап борьбы за качество на фабрике был именно такое. Высокие результаты не замедлили сказаться. Если в начале этапа ОТК возвращал тридцать процентов продукции на переделку, то в конце этот процент снизился до семи.

Но дальше дело не пошло. Падающая кривая бракованной продукции, как заколдованная, замерла на уровне этих семи процентов. Чтоб разгадать загадку, пришлось разматывать по ниточке весь привычный клубок производственного процесса.

Где обнаруживается дефект? На выходе, в ОТК. Когда обнаруживается? Слишком поздно!

Этот простой ответ указал направление дальнейших поисков. Изготовление сорочки разбито на ряд обособленных операций. И ответственность за изделие поделена на соответствующее число частей. Ответственность стала «частичной»! То ли дело мастерица-швея в бабушкины времена! Она за все отвечала, все делала сама – от начала и до конца. Бабушка ценила мастерицу, а та старалась ради бабушки, дорожила своей репутацией... В каждой шутке есть доля правды. Промышленное разделение труда необратимо, но почему же не вспомнить, что в человеке таятся чисто человеческие резервы? Можно, конечно, строже спрашивать с каждого на каждом отграниченном участке, но не лучше пи сделать так, чтобы перегородки были просвечены сквозным лучом товарищества и чтобы не только сверху «спрашивали», а каждый – с себя и друг с друга.

Дефект должен обнаруживаться на том участке, где он возник, в самом начале, и дефект обнаружит твой друг, занятый на следующей операции, зависящий от тебя. Друг, с которым ты связан товарищеским договором, гарантирующим качество. Ты поставил свою личную подпись в графе, относящейся к твоей операции, и друг теперь, лично проверяя твою заготовку, вопросительно смотрит тебе прямо в глаза. Что это? Как тебе не совестно?!

Профилактика брака – так по научному сухо формулируется принцип сквозных бригад качества. Работницы всех отдельных операций теперь объединены взаимными личными обязательствами, взаимопроверкой. К контролеру сорочка поступает с «сопроводиловкой», в которой значатся все без исключения подписи участников создания данного изделия. Ему, в сущности, нечего делать. Ежели все-таки ЧП, то его «автор» – как на ладони...

Заколдованная цифра «семь» дрогнула и пошла на снижение.

Рассказ Вали Горобец дополняют секретарь парткома Дона Васильевна Димитрова, Володя Ладункин, Елена Сталинская.

– Логика поисков, – объясняют мне, – а попросту говоря, жизнь подсказала, что сквозным бригадам надо выйти за ворота фабрики. Сбыт, спрос надо изучать непосредственно, лично. Мы установили комсомольские посты в магазинах, где продается наша продукция, мы смотрим, как она распределяется по торговым точкам, как рекламируется, как расходится, беседуем с покупателями.

Личные отношения с покупателями? Не напоминают ли они чем-то отношения мастерицы и бабушки – глаза в глаза, – только не на кустарном, а на другом, высокоиндустриальном уровне? Не попытка ли это преодолеть отчужденно-обезличенные отношения, сопровождающие массовое производство? Да, удобно изучать спрос по бумажке. Но гордость, когда тебя лично похвалят, но стыд, когда тебя лично пожурят – разве это не живой стимул насущных общественных взаимосвязей?

– То же, только посложней, и с поставщиками, – говорят мне. – Мы наведываемся к ним, приглашаем их к нам, показываем, как и что мы делаем, знакомим с нашими нуждами, завязываем личные отношения, крепим дружбу,

между коллективами, хотим, чтобы поставщики чувствовали, что наши обязательства перед страной, перед людьми зависят от каждой партии материала, которую они собираются отправить. Формально – можно отгрузить и похуже, а по совести – нельзя.

Дружеское воспитание поставщика – нелегкая задача. Мне рассказали, что руководство фабрики для себя поделило поставщиков на три «категории»: в первой – многолетние, испытанные, настоящие друзья, во второй – те, которых еще нужно приучать дорожить добрым именем и честью, товариществом и личной ответственностью (потому что «заставить» тут невозможно!), и, наконец, в третьей – те, с которыми уже, к сожалению, ничего не поделаешь. Хроническую недобросовестность приходится лечить отказом.

В результате всех усилий – технических, организационных и, повторяю, душевных – процент брака сошел на нет. Ноль процентов. Около ста видов изделий получили Знак качества. Этим гордится фабрика, этим гордится и каждый отдельный работник, как полноправный соучастник общего достижения.

Сознательное включение человеческих отношений в чисто производственные привадит не только к ощутимому моральному выигрышу, но и явно способствует эффективности производства. Повышение качества продукции требует в конечном счете повышения качества человеческих отношений.

Администрация, технологическое руководство, партийная и комсомольская организации, группа специалистов по психофизиологии труда, в которую входит и социолог, – все вместе много сделали, чтобы качество работы, уровень быта, культурной жизни коллектива неуклонно повышались. В свою очередь, это привело к снижению текучести кадров, укреплению трудовой дисциплины.

Коллектив преимущественно женский имеет, безусловно, свои плюсы. Женщин не нужно побуждать к чистоте, порядку, уюту. К тому же они не склонны «обмывать» получки, премии или победу любимой футбольной команды. Зато у них свои проблемы: замужество, выход в декрет, дети болеют... Как важно тут, чтобы подруги подменили тебя на работе, помогли в трудную минуту.

Новички на фабрике попадают в обстановку глубоко утвердившихся традиций товарищеской взаимопомощи. Вот одна из рассказанных мне историй.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я должен рассмешить!

Семь монологов Геннадия Хазанова, которые он не произносит в концертах