Хулиганство в деревне

Р Акульшин| опубликовано в номере №65, ноябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Деревенская молодежь тянется в город, рвется безудержно. Но разве город может вместить в себя деревню? Никогда прежде деревня не стремилась к знанию так, как стремится теперь. Скажут, деревня стала более сознательной. Это верно. Но не одна сознательность толкает на поиски знания. Тяжелое положение рано или поздно заставляет искать выхода. Отцы говорят:

- Мы крестьянами родились, крестьянами и умрем, а детей охота освободить от проклятой крестьянской «должности»...

Чтобы освободиться от «должности» крестьянина, родители согласны определить своих детей в любую школу:

- Пусть дети будут кем угодно: учителями, фельдшерами, артистами (а это уж последнее дело), только не крестьянами.

Конечно, этими словами заставляет говорить отсталая техника крестьянского хозяйства, избыточные пока рабочие руки в деревне.

Количество заявлений в сельские школы II ступени в 5 - б раз превышает наличие свободных мест. Стремление крестьян к просвещению должно радовать всякого. Это хорошо. А что плохо? - Плохо то, что деревенские парни и девицы, окончившие вторую ступень, в настоящее время, самые несчастные люди. Получив образование, они (в первую очередь, девицы) изменяют покрой своего платья, ботинок, форму прически. Они заботятся о том, чтобы не истощался запас косметических снадобий, они считают себя в праве не заниматься крестьянской работой, не пылиться на гумне, вечерами долго гулять, днем спать «по благородному» до двенадцати часов.

Родители перед ними ходят на цыпочках. Необразованные сверстники боятся с ними водиться.

- Где уж нам с «калитурными» якшаться!

Выходит так, что «культурность», «образованность» прививаются с ее внешней стороны, с городским пошибом. Окончивший II ступень не становится пригоднее в хозяйстве, нужнее деревне, наоборот, делается как бы чужим ей. Его «кое-какие» знания остаются висеть в воздухе, предрасполагая к неудовлетворенности.

Длительно ли это?

Пожалуй, так будет, покуда мы не завершим первого этапа индустриализации страны. Покуда вся деревня не почувствует окрепшую помощь города. Тогда, несомненно, наступит перелом и подъем и в отставших слоях деревни. Деревня освободится от необходимости болезненно штопать дыры по хозяйству. Машина, завоевывающая деревню, поглотит ее живую силу, принесет ей новое отношение к своей жизни. Тогда не будет места оторванной «образованности», - каждый клочок знания найдет себе полезное применение. Деревенская молодежь отболеет этой болезнью ложной культуры...

А пока изнывают «образованные» от деревенской скуки. Тоска смертная глядеть на них.

Идут образованные девки и парни гулять на дамбу, дырявится шоссе от каблуков праздношатающихся. Так и говорят мужики и бабы:

- Вон каменотесы на разгул пошли, последние камни на шоссе каблуками обтесывать.

Обтесывание камней с полгоря. Вторая стадия бездействия - пьянство, скандал, драки.

Стычки «образованных» с «неотесанными» - обычные деревенские картинки...

Волна клубной работы, культпросветов, драмкружков, как это было в 1919 - 20 гг., как-то схлынула сейчас в деревне. Читальни... Не везде имеются читальни, а если и дразнят вывеской, то внутри-то просветительного здания зачастую нет ничего, кроме двух-трех истрепанных брошюр о коровах, овцах и многопольях... Всем не заткнешь рот пятикопеечными брошюрами по сельскому хозяйству.

- Прежде были романы про путешествия, про любовь, а теперь только про овец, про лошадей да коров. Читать нечего. Деревенскому парню и девушке хочется знать не только о коровах и овцах... А об этом часто забывают... Молодежи нечем заняться. Она идет на улицу и там начинает дебоширить, хулиганить.

Пришлось мне недавно побывать на большом учительском собрании. С благой целью были созваны учителя: поставлен был доклад о международном положении. Благодарная задача была поручена молодому человеку. В пять часов вечера уселись учителя (первой и второй ступени) на скамейки, а докладчик, опустив голову вниз, зашагал из угла в угол сцены, усыпляя монотонностью собравшихся. Но спать как-никак неудобно. Учителя напрягали внимание. Докладчик шагал. С пяти часов до шести, потом до семи... до восьми...

«Мы коснулись положения в Англии и Франции, теперь заглянем, что творится в Италии, а в заключение поподробнее остановимся на Китае»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лавровы

Отрывки из романа

В пасти серого волка

Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19