Хлеб

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Наши части заняли Щекурьинское, что в пяти верстах от Ляпина. При занятии ранены 6 товарищей, в том числе командир Усть-Сысольского коммунистического отряде тов. Андрианов. Белогвардейцы бежали в беспорядке».

С. И. КОРОЛЕВ. Верно, шестерых тогда ранило. Вот как это было. Мы с командирами впереди ехали - двенадцать человек верхами, вроде дозора. Ну, и ударили по нам из ельника, из засады, солдаты из винтовок да местное кулачье из дробовиков. Я закуривал как раз, цигарку из газетки скручивал - в кисть и попал жокан. Большой палец до сих пор у меня крюком стоит, не двигается. Отметка за ляпинский хлеб...

В тот же день отряд после короткой перестрелки занял Ляпино. Весть об этом облетела весь Север, дошла до самой Москвы. Советское правительство выделило 10 миллионов рублей для вывозки хлеба. Из-за Урала потянулись сотни подвод с мукой и зерном. За декабрь успели вывезти 14 тысяч пудов муки. Коми край был не время вновь спасен от голода.

Но долго еще продолжалась борьба за Ляпино. В январе 1919 года оно снова оказалось в руках врага. Однако колчаковцы в конце концов были разбиты наголову, и ляпинский хлеб окончательно достался Советской власти.

Недавно мы получили письмо из деревни Лем-бовож, Ханты-Мансийского национального округа, от известного мансийского художника, скульптора и краеведа Петра Ефимовича Шешкина, Вот что он сообщил о дальнейшей судьбе ляпинского хлеба:

«Мне много раз приходилось слышать об этой истории от старожилов. В те времена здесь впервые видели такое огромное скопление хлеба, и это, конечно, многим запомнилось надолго. Колчаковцы, нагло обманывая людей, убедили тогда местных жителей, что красные хотят забрать хлеб и уморить население Ляпина и соседних деревень с голоду. Поэтому коренные жители - манси, ханты, коми, русские и ненцы - вначале даже оказали услуги по его охране колчаковцам, которые призывали их всеми силами стремиться не дать увезти этот хлеб за Урал.

Но когда они увидели, как красные раздавали хлеб ляпинцам, а белогвардейцы, отступая, смешивали его с песком и илом, топили в реке Ля-пин, чтобы никому не достался, отношение населения ко всей этой истории изменилось.

После окончательного взятия Ляпина красными снова двинулись конские и оленьи обозы на Печору. Местные жители - возчики и каюры - охотно помогали возить хлеб. Однажды ляпинцы сами снарядили огромный обоз из сотен оленей и отправили его на Печору в сопровождении пятидесяти ездовых. К несчастью, в лесах на этот обоз напали печорские белые банды, из возчиков вернулись в Ляпино только тринадцать человек...

Жители Саранпауля вспоминают, что завезенным хлебом они питались вплоть до тридцатых годов».

Упоминание Шешкина о бандах не случайно. После окончания гражданской войны на Севере тысячи белогвардейцев и участников кулацкий восстаний укрылись в тундре и в глухой тайге. Так появился печоро-обский бандитизм. Преступники совершали налеты на деревни, грабили, убивали жителей. Целых два года продолжалась борьба чекистских отрядов с белобандитами на Севере.

В конце мая 1921 года одна из таких банд ворвалась в хлебное Ляпино. Но уже шестого июня она была окружена и разгромлена. Около двухсот бандитов во главе с офицером попали в плен. С этого дня название маленькой таежной пристани навсегда исчезло из советских военных сводок. А сама пристань вскоре получила местное, мансийское название - Саранпауль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены