«Карьера Артуро Уи» - спектакль, которого не могло не быть

Владимир Шкунов| опубликовано в номере №905, февраль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

В один из воскресных дней ноября молодые актеры театральной студии МГУ «сдавали» спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть».

Всеведущие юные театралки поговаривали в переполненном фойе: «Зря раньше не пришли! Сегодня будут играть в полноги».

Но студийцы играли в полную силу, и спектакль шел так же хорошо, как идет сейчас в клубе МГУ на улице Герцена.

Исполнители спектакля «Карьера Артуро Уи» доказали свои творческие права на участие в спектакле со столь широкими проблемами, как борьба с фашизмом, антигуманизмом, демагогией - со всем, против чего борется в своей пьесе Брехт. Задорность, фантазия и сила молодости не увели студийцев в сторону, а стали только их добрыми спутниками.

Сергей Юткевич, которого высоко ценил Брехт как театрального режиссера, и молодой талантливый Марк Захаров поставили эту пьесу знаменитого немецкого писателя - исторический фарс, пародирующий историю гитлеризма.

Форму острого гротеска использовал Брехт, чтобы высмеять моральное убожество фашизма. Он писал в одной статье о театре, что действительность можно показать в обычной или фантастической форме, и тем не менее показать правдиво. Студийцы напечатали эти слова в программке и пошли, напутствуемые автором, дальше, развивая его гротеск.

Восхождение Артуро Уи к вершинам власти они представляют в виде кошмарного балаганного действа. Оно идет под аккомпанемент оркестра пожарников, свистки клоуна и ужасающий своей дикой радостью канкан, которым провожают гангстеры сходящих в могилу противников.

То. что верно, не бывает чересчур, говорили основатели МХАТа. Острый эксцентрический рисунок спектакля университетской студии оставляет зрителя в сфере реальности своей безусловной точностью.

Человеку, не видевшему в кинохронике ни Гитлера, ни Геринга, ни Геббельса, трудно будет узнать их по тем портретным намекам, которые используются в спектакле. Уи напоминает Гитлера усиками и картонной челкой, прицепленной резинкой за подбородок. Впадая в прострацию или в бешенство, он сдвигает ее на лоб, как хулиганы кепку, и сразу становится похож на бесноватого фюрера. Может быть, в облике владельца цветочной лавки вы не узнаете Геббельса, а в парне с очень плохой дикцией, исполняющего роль Ромы, ближайшего сообщника Гитлера - Рема, но вы воочию увидите весь духовный арсенал фашизма: коварство, демагогию, бесчеловечность. Молодые актеры это очень точно показали.

Особые приметы фашизма в спектакле усилены словно увеличительным стеклом криминалиста. И в этом самый зоркий - исполнитель роли Артуро инженер-металлург Вадим Зобин, памятный многим москвичам по главной роли в спектакле «Дракон».

Он не старается показать вам того самого Гитлера. Его персонаж - Гитлер вообще, человек, отягощенный своей миссией пользоваться самыми низкими средствами ради цели, которая всего превыше. Его главная задача - убедить себя в своей искренности, чтобы заставить поверить в нее других. Уи. каким играет его Зобин, знает, что его сила не только в браунингах гангстеров, но прежде всего в людях, которых он заставит поверить в себя. Вот почему Уи, берущий уроки декламации у спившегося актера, не только смешон, но и страшен...

Вот, например, наиболее выразительная сцена в исполнении Зобина. Гангстеры делят должности, которые хотят освободить для себя. Спор за власть едва не приводит к перестрелке. В это время Артуро скорбно и молча сидит в халате на краю ванны, установленной на некоем пьедестале. Он словно парит над всем тем, что происходит внизу. Погруженный в высшие помыслы, он затем спокойно проходит, будто лишенный плоти, между пистолетами, которые нацелили друг в друга гангстеры, и все покоряется его величественному покою.

Сыгранные одаренными актерами роли Гири (Ю. Горин), Гиволы (Н. Давыдов). одного из капустных королей (В. Шестаков) и другие слиты в спектакле в единый ансамбль и создают цельное впечатление. В этом большая удача постановщиков. работавших с актерами, не имеющими профессиональной подготовки.

Театральная студия МГУ обрела нынешнюю форму семь лет назад. Ее спектакли «Такая любовь», «Дракон», «Сердце у меня одно». «Карьера Артуро Уи» хорошо известны москвичам.

Спектаклей немного, а репертуара у студии вообще нет. По причине, казалось бы, ничтожной: негде хранить декорации. Да и играть свои спектакли студийцы могут вовсе не часто - лишь в те вечера, когда зал клуба не занят показом фильмов в соответствии с жестоким финансовым планом.

Быть может, говоря о спектакле «Карьера Артура Уи», не стоило обращать внимания на закулисные дела. Но именно этот замечательный спектакль заставляет подумать о судьбе студии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены