Капитан Америка, Человек-паук и другие…

Ольга Пономарева| опубликовано в номере №1255, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возьмем любой из последних номеров журналов комиксов. Обычно в нем присутствует коммерческая реклама, помещенная на последних страницах журнала. Что же рекламирует «безобидный комикс»? Железные кастеты, кожаные браслеты с металлическими пластинами, игрушечное оружие, полностью соответствующее настоящему (такой «детский пистолетик» бьет на несколько шагов не хуже настоящего, как указано в рекламном проспекте). Есть еще такая реклама – наклейки, имитирующие пулевые отверстия. Любой малыш имеет шанс вызвать сердечный приступ у мамы, в подходящий момент наклеив «пулевое отверстие» на стекло папиной машины...

Принятие кодекса в одном отношении не было пустой формальностью. Он наложил строгие ограничения на ПОЛИТИЧЕСКОЕ содержание комиксов. Первый параграф кодекса 1971 года «Комикс мэгазинз ассошиэйшн оф Америка» гласит: «Полиция, суд и правительство не должны изображаться таким образом, чтобы это могло уронить их престиж».

Комиксы и политика

Подобное ограничение было наложено на комиксы в период, когда молодежное движение, создавшее «подпольную прессу», использовало комиксы в качестве одной из форм выражения протеста против войны во Вьетнаме, расовой дискриминации, в защиту женского движения и прав молодежи. Совершенно очевидно, что порочным является не сам жанр комиксов – порочными могут быть источники, питающие этот жанр. Ведь комиксы подчас печатают и коммунистические издания, но вряд ли нужно объяснять, что содержание этих комиксов не имеет ничего общего с массой комиксной макулатуры, заполнившей газетные и журнальные киоски и экраны капиталистических стран. Прогрессивные комиксы существуют в США на правах «подпольных» изданий, находящихся под запретом: в период подъема движения протеста его участники распространяли «сик комикс», где слово «sick» (больной) обозначало смертельно больное американское общество...

Неудивительно, что суд, полиция и правительство изображаются «в невыгодном свете» в комиксах, рассказывающих о судебных процессах над «уилмингтонской десяткой». Эти комиксы продолжают традиции художника Уолта Келли, лучшие работы которого были созданы в 1949 году. По словам современников, эти комиксы вызывали ярость сенатора Джозефа Маккарти.

И в то же время именно комиксы буржуазная пропаганда активно использует для дискредитации демократических движений. В политическом журнале комиксов «Крэйзи», двойнике журнала «Мэд», злобно, в откровенно издевательском духе изображается молодежное движение США конца 60-х годов. В тексте комиксов – злобный «обыгрыш» песни протеста, которая обличала капиталистический строй США, страны, где «люди живут в пластиковом мире», – так пелось в песне. В этом бездушном мире невозможны человеческие отношения – любовь и нежность, дружба и искренность – все обречено на гибель в стране, которой правят капитал, «пластиковый» конгресс и «пластиковый» президент. Так в песне протеста... Ну, а комиксы в журнале «Крэйзи» изображают некоего Бэйзила О'Гоуни, который видит США в сплошном «пластиковом» свете. Кретинооб-раэный Бэйзил – сын мясника и оперной певички, родился в 1946 году (то есть ровесник участников молодежного движения). Он способен лишь издавать один звук «у-у-у» и плодить бэйзилят. Стоит ли принимать всерьез таких, как Бэйзил? На этот вопрос наталкивают молодого читателя «творения» все того же Стэна Ли, автора серий «Марвел комикс».

История комиксов показывает, что они никогда не существовали вне политики. Забота издателей о престиже полиции, правительства и суда – не единственное подтверждение этому. Самые «невинные» комиксы о сказочных героях – своеобразное выражение установки правящего класса. Западногерманские социологи Дрексель, Фунхоф, Хоффман тщательно проанализировали ценностные ориентиры огромной массы комиксов и были вынуждены признать, что основное в них – свойство идеологического манипулятора. На примере одной серии, в частности, они доказывают, что в комиксах солидарность людей возникает по приказу, а за равенство выдается всеобщее подчинение. Авторы отмечают, что комиксы западных стран имеют тенденцию идеализировать американского солдата. В книге есть указание и на то, что в капиталистических странах издаются либо комиксы с американскими героями либо с героями, отвечающими националистическим интересам этих стран.

Однако особенность комиксов заключается и в том, что далеко не всегда политические стереотипы присутствуют здесь в открытой форме. Вот, например, один из комиксов о Человеке-Пауке. Комикс начинается со сцены, когда возмущенные американцы толпятся у дверей банка и говорят о том, что получают зарплату меньше положенной. Дальше действует Человек-Паук. Вскарабкавшись по стене и проникнув в банк, он видит, что во всем виноват агрессор-суперробот, распрограммировавший ЭВМ, начисляющую заработную плату. Человек-Паук, в свою очередь, побеждает агрессора, распрограммировав его... Заметим, что для комиксов вообще характерна искаженная трактовка проблемы производственных отношений, и техника будущего существует как бы абстрактно, сама по себе, неизвестно, кто ею управляет, – то есть она сама выступает в роли мифического героя или антигероя.

В 1975 году вышло второе издание книги Дорфмана и Маттеларта «Как читать комиксы про Дональда Дака. Империалистическая идеология в комиксах Диснея». В Чили первое издание этой книги было уничтожено по приказу фашистских властей. Что же было причиной расправы над книгой о «безобидном» комиксе? То, что авторы сумели привести бесспорные доказательства того, как с помощью «милой» утки Дональда Дака и прочих персонажей комиксов империалистическая пропаганда распространяет идеи панамериканизма, проповедует культ доллара и расистские схемы, отводя людям развивающихся стран роль «бедных, но счастливых дикарей».

В комиксах серии «Дональд Дак», например, действие происходит в сказочном городе уток Дакбурге. Главный герой, энергичный и предприимчивый Дональд, ищет клады, золото или просто способ легкого заработка. «Есть шанс заработать пару монет!» – зовет он в очередной поход своих друзей, узнав о возможности получить две тысячи долларов за ведро простых домашних лепешек, которые напомнят «доброму» миллионеру-утке о его счастливом детстве... Доллары, золото в этих комиксах играют роль полноправного действующего лица: деньги, по словам Дональда, – это счастье и слава, деньги – смысл жизни. Честь, дружба, верность – такие понятия не существуют ни для Дональда, ни для его друзей, когда речь идет о том, кто больше заработает...

Имеет свою историю в комиксах и линия явного антикоммунизма. Одно из самых известных имен в этом плане – Стив Кеньон, персонаж, созданный рукой художника Милтона Каниффа. Еще в годы маккартизма этот герой без устали разоблачал «происки» коммунистов. И по сей день комиксы Каниффа демонстрируют неизменную антисоветскую устремленность. В последнее время главное направление в целом совпадает с установкой ЦРУ: усилить пропагандистскую кампанию в защиту «прав человека». Изданная в 1976 году серия «Летчик Стив Кеньон» содержит рассуждения героя об «истинной свободе» и американском патриотизме совершенно в духе этой установки...

Да, «рассказы в картинках» заняли прочное место в аппарате идеологической манипуляции капиталистического мира. Капитан Америка, Супермен, Человек-Паук и прочие герои комиксного бизнеса процветают. И, право же, не потому, что они столь уж безобидны, как кое-кто утверждает...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены