Капитан Америка, Человек-паук и другие…

Ольга Пономарева| опубликовано в номере №1255, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

 

– О'кэй! Я только разбужу моих приятелей-офицеров, Терри и Виллиса.

– Почему ты всегда беспокоишься о них?

– Потому что мы близкие друзья. Потому что мы делим абсолютно все...

– Да, уж я-то знаю...

(Этот разговор ведет со своей подружкой бравый полицейский Майт, один из трех героев комикса художника Анжело Торреса.) А дальше? Дальше Майт растолкает своих приятелей, а после завтрака подружка проводит троих веселых полицейских на работу: «До встречи, любимые!» «Пока, дорогая!» – ответят те. Впереди их ждут новые приключения и невероятные опасности, из которых они втроем неизменно выходят триумфаторами.

Три неразлучных друга – среди тех персонажей последнего времени в журнале «Мэд», которые пользуются успехом у американских подростков и молодежи. Надо сказать, что история комиксов создавалась «руками» наиболее популярных персонажей. Так, начиная с 30-х годов и вплоть до 1945-го и дети и взрослые в США зачитывались комиксами о Тарзане, придуманными художником Гарольдом Фостером. На базе журнальных серий этих комиксов был снят фильм «Тарзан». В то же время стал очень популярен летающий мышонок Мики-Маус, а позднее – «супермышь» Майти-Маус, появился мышонок Тимоти, сидящий за полями шляпы летающего слона Дамбо.

«Летательные» свойства сближают многих персонажей комиксов с их главным героем – Суперменом. Художник Джулиус Фейффер, известный американский карикатурист, выпустивший объемистую книгу «Великие герои комиксов», особо выделяет Супермена. Действительно, со времени появления этого персонажа в 1938 году на его долю выпадает постоянный успех: по сей день Супермен присутствует как в печатных, так и в телевизионных комиксах гораздо чаще, чем другие герои; у него со временем появилась армия соратников – к целому легиону супергероев и супергероинь в 70-е годы присоединяется набор суперроботов, которые здесь, на Земле, ведут борьбу за власть, богатство и... справедливость. Да, представьте себе, справедливость. Более того, именно «американскую справедливость» (что всегда соседствовало в комиксах с американским культом денег). С самого начала Супермен являлся средством американской империалистической пропаганды: он проповедовал, что «истинное» равенство гарантируется именно американским буржуазным образом жизни, что счастлив лишь человек, живущий в обществе «свободного предпринимательства», наконец, что США могут оказывать влияние на другие страны лишь для блага этих стран. Выраженная сначала весьма туманно, эта идеологическая установка с годами выражается все более конкретно. Вспомним: Капитан Америка...

Супермен – в повседневной жизни скромный и безобидный репортер Кент Кларк. Но вот он облачается в фантастическую одежду и спешит на помощь тонущему кораблю, который легко переносит на своих плечах в укромное и безопасное место... Таков Супермен в первые годы своего существования. Со временем Супермен переходит ко все более активным действиям: он участвует в схватках с фантастическими существами, ему подобными, а их появляется все больше и больше. Раньше других возникла кузина Супермена с планеты Криптон по имени Рыжая Соня. Назвать последующих супергероев практически невозможно – количество их огромно. Они борются между собой, ловят преступников. Жертвами мифических сражений становятся люди и целые города. Эти герои неожиданно испаряются, возрождаются из пепла, подобно птице Феникс; есть среди них громовержцы, мечущие молнии, как Зевс, однако греческим богам далеко до героев комиксов, на вооружении которых новейшая техника настоящего и будущего, включая оружие массового уничтожения.

Для привлечения внимания к своей продукции предприниматели активно используют комиксы в качестве рекламы. Например, в одном из предрождественских номеров комиксов 1977 года Человек-Паук и Человек из Серой Газетной Бумаги сражались... за бисквитные пирожные, которые рекламировались в канун праздников. Правда, на этот раз обошлось даже без выстрелов – оба супергероя оказались электронно-вычислительными машинами, каждая из которых стремилась распрограммировать другую. Так в середине 70-х годов ЭВМ стала в один ряд с такими героями комиксов, как Батмен, Человек-Нетопырь, Удивительная Женщина, Человек-Факел, Зеленый Фонарь, Женщина-Паук и другие...

Что думают о комиксах американские психологи?

Хотя читательская аудитория комиксов включает и взрослых, они особенно активно влияют на нравственное развитие детей и подростков. Не политическая направленность комиксов, но нездоровое воздействие их на психику подрастающего поколения – вот что беспокоит врачей и педагогов в США. Правда, защитники комиксов – в первую очередь, разумеется, их издатели – склонны прикрываться «теорией катарсиса».

 

Согласно этой теории, как объяснила в своих работах некто Лаура Бендер, преступления, садистские шутки и сцены различных мерзостей для читателя якобы становятся своеобразной отдушиной для погашения низменных и жестоких инстинктов. Она пишет: «Мы имеем дело с эффектом катарсиса, о котором говорил Аристотель как о неотъемлемом спутнике трагедийного». Однако практика столь доказательно опровергает ее слова, что подавляющее большинство исследователей приходит к выводу: не эффектом катарсиса, а эффектом сопереживания обладают в первую очередь комиксы. Их читатели, особенно дети и подростки, пытаются применить в реальной действительности то, что они черпают в комиксах. Доказывает это, например, фактический материал, собранный доктором психиатрии Фредериком Вертхэмом в течение двадцати лет практики в городской клинике для душевнобольных в Нью-Йорке. За эти годы он провел немало опросов о восприятии комиксов подростками. Он пишет, что комиксы не только антиобразовательны, они аморальны. Адекватное восприятие комикса и действительности подростком приводит к тому, что морально-этические ценности для него становятся явлениями «второго порядка» – на первое место он ставит физическую силу, ловкость, хитрость и т.д.

Вертхэм пишет, что подростки, во-первых, целенаправленно тренируют свое тело, что подчас переходит у некоторых в манию – они непременно должны быть такими же сильными, как герои комиксов. Во-вторых, большинство подростков стремится обладать огнестрельным оружием – многим это удается, что в результате приводит к несчастным случаям. Наконец, они пытаются «ощутить настоящую скорость» – достав машину или мотоцикл, подростки нередко становятся причиной автомобильной катастрофы.

Известны случаи, когда в результате чтения комиксов совершались преступления: 14-летний подросток отравил женщину и заявил, что рецепт яда взял в комиксе; два подростка совершили кражу по методу, описанному в комиксе... Случаи убийств, приобщение подрастающих американцев к наркотикам, сексуальная распущенность, участившиеся самоубийства в значительной мере вызываются содержанием комиксов, для которых избираются подобные темы. В результате кампании «возмущения комиксами» перед издателями не раз ставился вопрос о контроле над их содержанием. Буржуазная пресса утверждает, что в США 90 процентов комиксов тщательно проверяются с точки зрения моральной «допустимости». Так ли это?

Контроль над комиксами

Формально контроль над содержанием комиксов осуществляется в США с 1948 года, когда была создана Ассоциация издателей комиксов. Тогда же было принято постановление ассоциации, которое предписывало ее членам «воздерживаться от откровенной публикации секса и порнографии или симпатизировать преступникам – поскольку комиксы копируются молодежью». Последние слова свидетельствуют о том, что люди, издающие комиксы, прекрасно понимают, какое оружие находится в их руках, однако...

 

В 1969 году администрация Никсона, считаясь с необходимостью рассмотреть назревшие проблемы подрастающего поколения, объявляет о создании Комиссии по развитию ребенка, на заседании которой ставится вопрос о комиксах. В результате в 1971 году ассоциация «Комикс мэгазинз ассошиэйшн оф Америка» приняла так называемый кодекс, который должен был стать своего рода инструкцией для издания комиксов. Казалось бы, издатели прислушались к голосу общественности. На самом деле происходило следующее...

Параграфы кодекса запрещали симпатизировать... дьяволу. Слово «преступление» предлагалось убирать из заголовков, что вовсе не означало запрета изображать преступления и убийства. То же самое было указано в отношении слов «ужас» и «кошмар». Наркотики должны осуждаться, но изображать их употребление не запрещено.

Все это практически ничего не изменило в содержании комиксов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Земляника под снегом

27 июля 1936 года родился Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа