Календарь "Смены"

опубликовано в номере №532, июль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Последний бой Железнякова - самая героическая страница его жизни.

Июль 1919 года. Жаркое степное солнце палит немилосердно. Железняков и бойцы его отряда сутками, забыв отдых и сон, ремонтируют бронепоезд, сильно потрёпанный в прошедших боях. Ремонт ещё не был закончен, когда Железняков получил телеграмму от командира одной из частей Красной Армии: «Противник сосредоточил огромные силы. Отступаем с большими потерями. В рядах красноармейцев беспокойство: куда девался бронепоезд имени Худякова? Где матрос Железняков? Прошу немедленной помощи».

Бронепоезд имени Худякова не заставил ждать себя. На полном ходу ворвался он в расположение основных сил белогвардейцев и открыл сокрушительный огонь из всех пушек и пулемётов. Дрогнули офицерские полки Деникина. Их стали преследовать красноармейские цепи.

В 3 часа дня 26 июля 1919 года бронепоезд имени Худякова, подавив несколько засад, подошёл к станции Верховцево. Здесь по бронепоезду ударила батарея белых. Железняков, высунувшись до пояса из люка, стал из маузера стрелять по белогвардейцам. Он уничтожил почти всю прислугу батареи. Бронепоезд влетел на станцию и в упор стал бить по станционным зданиям, где засели белогвардейцы. Взрывы, паника...

- Железняк, Железняк, победа! - радостно кричали красноармейцы. Но он уже не слышал их. Шальная пуля пробила лёгкое. Через несколько часов он умер.

... Об Анатолии Железнякове народ поёт песню:

В степи под Херсоном

Высокие травы,

В степи под Херсоном курган.

Лежит под курганом,

Овеянный славой,

Матрос Железняк, партизан

В этой песне выражена любовь советских людей к матросу - герою. Тело Железнякова было перевезено в Москву. Похоронен он на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой известного пролетарского революционера Николая Баумана.

Создатель синтетического каучука

В начале 1926 года Высший совет народного хозяйства СССР объявил всемирный конкурс на лучший метод получения искусственного каучука. Участники конкурса должны были представить описание заводского способа изготовления синтетического каучука и два килограмма каучука, полученного по этому методу. Условия конкурса были не лёгкими: синтетический продукт должен был не уступать натуральному по качеству и не превышать его цену.

Жюри конкурса, рассмотрев все представленные материалы, присудило премию Сергею Васильевичу Лебедеву, профессору Военно - медицинской академии. Это был исторический момент: проблему получения синтетического каучука, над которой ломали головы лучшие химики мира, решил советский учёный.

Много попыток делали учёные, стремясь заменить «слёзы дерева», как жители Южной Америки назвали чудесный сок гевеи. Получавшийся в лабораториях и опытных заводах каучук был низкого качества и чрезвычайно дорог. Ошибка учёных заключалась в том, что они старались следовать природе и хотели в своих приборах получить продукт, тождественный по структуре природному каучуку С. В. Лебедев смело пошёл совершенно другим, не изведанным никем путём: он стал добывать синтетический каучук из дивинила - простейшего углеводорода. Ещё в 1908 году Лебедев начал свои исследования углеводородов, которые привели его к замечательному открытию. Благодаря великолепной и длительной подготовке к серьёзнейшему испытанию его сил Сергей Васильевич удивительно быстро смог развернуть работы по промышленному освоению получения синтетического каучука. В 1930 году в Ленинграде под руководством Лебедева был создан опытный завод «СК».

Получая орден Ленина за работы по синтетическому каучуку, С. В. Лебедев сказал:

«Участие в грандиозном развёртывании промышленности синтетического каучука есть награда, так как величайшее счастье - видеть свею мысль превращенной в живое дело такой грандиозности...»

Возникнув в СССР, промышленность синтетического каучука достигла большого совершенства и приобрела колоссальный размах. Вслед за СССР и другие страны начали налаживать у себя производство искусственного каучука по методу С. В. Лебедева.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены