Как слушать музыку

В Ныркова| опубликовано в номере №736, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

В начале «Аппассионаты» музыка как бы передает настороженное ожидание, в котором постепенно слышится беспокойство, внезапно обрываемое грозовым порывом. Раздаются возгласы тревоги и отчаяния, уносимые вихрем развертывающихся событий. - Создается картина начавшейся бури. За первой частью - бурной, стремительной - вторая часть, в которой как бы рассказывается о красотах жизни, искупающих невзгоды и лишения. Но действительность неумолима. В последнем, финальном эпизоде вспыхивает гневный протест и призыв к продолжению непримиримой борьбы.

Бетховен сумел гениально воплотить в звуках чувства сомнений и надежд, охвативших его. Как известно, эта соната получила высокую оценку В. И. Ленина. «Ничего не знаю лучше «Apassionata», - говорил Владимир Ильич, - готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»

Как же слушать музыку? Понятно, что все стороны этого сложного вопроса невозможно осветить с исчерпывающей полнотой. Да мы и не брали на себя такую задачу. Нам лишь хотелось помочь молодым и недостаточно опытным слушателям найти правильный путь к восприятию музыки.

В дореволюционной России в зажиточных семьях и учебных заведениях для детей дворян преподавалась игра на различных музыкальных инструментах. Музыка предназначалась только для избранных. Другое сейчас. «Социалистическая страна, - говорил Никита Сергеевич Хрущев в докладе XX съезду КПСС, - может и должна поставить дело воспитания детей неизмеримо лучше и совершеннее, так как мы должны формировать не кастовый слой аристократии, глубоко враждебной народу, а строителей нового общества, людей большой души и возвышенных идеалов, беззаветного служения своему народу, который идет в авангарде всего прогрессивного человечества».

Начинать музыкальное воспитание никогда не поздно. Для этого в нашей стране созданы огромные возможности. В каждом городе, в каждом уголке нашей Родины тысячи людей заполняют ежедневно концертные залы, там организуются симфонические и камерные концерты, создаются музыкальные лектории. Год от году их становится все больше. И хочется пожелать молодым читателям не лишать себя красот полезного и важного искусства, настойчиво совершенствовать свое музыкальное чувство, расширять эстетический кругозор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены