Кафедра педагогики ПТУ

Элла Щербаненко| опубликовано в номере №1358, декабрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Итак, их общий язык – токарный. И это – убедительно докажут вам здесь – не такой уж неважный язык. который изучают лишь потому, что никакой другой не дается. О, на этом языке можно писать поэмы! Филиппов, его ученики и ученики его учеников убеждены, что лучшей работы, чем токарь, на свете не существует. Они же станут азартно вам доказывать, что на токарном станке можно сделать все. Однажды на спор директор изготовил замысловатую квадратную деталь. Сделать это на станке, где все крутится и вращается, понимающие сообразят, – дело нелегкое. Когда идут такого порядка споры, ученики, как и положено, хотят превзойти учителей. «Каким образом сделана эта деталь? Сварена? А вот и нет, силой трения – все на том же токарном станке!» Подарок этот от нынешних третьекурсников директор показывает с особым удовольствием.

Итак, вывод из первых: человек, представляющий профессию, должен представлять ее на уровне. И «высший пилотаж» здешних мастеров в приручении ребят к делу играет роль, ясно, не последнюю.

Посмотреть на красивую работу, разумеется, приятно. Но к ним, пацанам, какое все это имеет отношение – и умение учителей, и сама эта токарная работа, утомительная до изнеможения? Попробуй-ка шесть часов на ногах выстоять, словно к станку привязанный (потому как раз и падает престиж этой профессии у «подвижной» нашей молодежи).

Но «подвижная» эта молодежь охотно постоит, если посчитает это из каких-то соображений целесообразным. Для начала, допустим, так:

– Сегодня у нас праздник. Праздник первой детали. Задание: сделайте, что хотите. Попробуйте сами что-либо сообразить из металла.

Они соображают. Причем довольно расторопно. Кто-то вытачивает домой дверную ручку, кто-то для девушки кольцо, кто-то для себя авторучку. В общем, заодно и кое-что для информации мастеру о характерах подопечных.

Но это побочный урожай. Главное – начать с радости и с адресности, что ли, когда и работа чуть пододвигается к тебе.

Личная заинтересованность – для начала важна именно она. А затем дорога должна пролечь к заинтересованности в принципе, к увлечению делом. Это уже не праздник той же, первой детали – это на каждый день! Потому что кто же в пятнадцать лет без такого интереса чем-либо заниматься станет?

Это тоже заметим: точка отсчета – они! Не это вот несгибаемое: пришли учиться – значит, учиться обязаны! Никто никому ничего не обязан. На эту обязанность поработать еще надо, и тут мастеру ох как поизворачиваться следует! Допустим, тема: обработка цилиндрических плоскостей. Звучит, согласимся, не очень увлекательно. А если так: делаем шар, а внутри звездочка, ее надо вырезать. И волки сыты, и овцы целы: и по программе учимся, и вроде как интересно. Или два кольца сделать, да так, чтоб звенья были нерасчленены. Прямо головоломки какие-то! А что, ломание головы – условие весьма привлекательное.

Шаг за шагом. На ступеньку выше. «Ты будешь главный инженер задания, ты – мастер, ты – бригадир. Как мы станем выполнять такое вот задание?»

«Мы» – число множественное

Учиться работать и отвечать не только за себя! Привычный рефрен: «Вы из одной бригады!» – если угодно, программа. Воспитание начинается с создания коллектива. Потому что только он в состоянии сделать то, что сделать прежде никак не удавалось. «Ну чем я их возьму? Еще раз к себе в кабинет или на педсовет вызову? Нет, это они уже «проходили», – смеется директор. Значит, вся надежда на них, на самих ребят, которые объективно оказываются в ПТУ в таком положении, что вынуждены корректировать поведение друг друга. Не было в прежней, школьной, жизни повода реально ощущать себя вместе. «Ты хорошо (плохо) учишься, а мне лично от этого какая польза (вред)?»

Здесь хочется оговориться, чтобы не быть неверно понятыми. Проводя подобные параллели, мы ни в коем случае не хотим плохо говорить о школе. У нее свои преимущества, у ПТУ свои. Не воспользоваться которыми было бы грех. В данном случае этим: ребят объединяет (должен объединять) труд, от работы одного зависят успехи другого. Значит, мастерство педагога в' том и состоит. Чтобы ежечасно воочию видели ребята эти уроки. Ну, например. Миша Ермаков – тот, что сутки мог простоять. ничего не делая. Чем его взять? Единственным: поставить на первую операцию, в этот раз пусть он режет, допустим, валы, а другие будут их протачивать. Вот они-то и станут наступать ему на пятки: хочешь – не хочешь, поворачивайся!

Или, скажем, поменять парней местами: пусть попробует виноватый, каково ему придется, если напарник будет давать брак. В общем, мастеру не надо привязывать ленивого к станку или взывать к ответственности безответственного. На это не надо тратить силы, они нужны для другого: чтобы подобрать в бригады неслучайных людей, «разыграть» увлекательно самую нудную работу да предложить набор стимулов – чего ради он из кожи вон лезть будет? Та же работа на один наряд или такое, допустим, решение: деньги, заработанные бригадой, не мастер распределяет, а сами учащиеся. Претензии обиженных. таким образом, аннулируются, да и ребячий авторитет складывается «пропорциональней».

Но, ясное дело, ребята ни с того ни с сего воспитывать друг друга не станут.

Воспитание начинается с порядка

Слова эти сказал мне замполит училища М. В. Никитин, когда, войдя к нему, я застала его за делом довольно неожиданным. Он сидел с кипой медицинских справок и... увеличительным стеклом – чтобы посредством второго проверить первое. Не все справки, конечно, а так, кое-какие сомнительные. Мне показалось поначалу, это не очень органично для столь «широкого» училища. Михаил Валентинович решительно возразил. Он сказал, что добавить себе пару дней к положенным и исполнить это вполне «художественно» мальчишки в состоянии. Так вот, они обязательно должны знать, что ни один их проступок, никакое нарушение не останутся в ПТУ незамеченными. Безнаказанность – вот что рождает отклонения. И если для усвоения этого урока в качестве наглядного пособия потребуется увеличительное стекло, что ж, пусть будет оно!

Нравится ли эта пристальность тем, кому она адресована? Наверное, нет. Но постепенно они привыкают к мысли: «воспитание начинается с порядка». Если собрание назначено в три, в три ноль-ноль оно и начнется. Если идет соревнование, итоги – как это ни хлопотно организаторам – будут подводиться прямо «по следам», а не раз в квартал, потому что в противном случае это уже не соревнование, а констатация результатов. И никакие самые чрезвычайные обстоятельства не отменят обещанной увлекательной поездки, даже если мастерам придется «скинуться» собственными деньгами по причине временных накладок в многоярусной финансовой подчиненности. Это их педагогические трудности, ребятам же необходимо знать: все, что обещано им, будет выполнено, все, что обещали спросить с них, обязательно спросят, причем не от случая к случаю.

«Если мы хотим работать легко, надо работать ежедневно», – продолжает прерванный монолог замполит училища М. В. Никитин. Он очень долго его продолжает, потому что в кабинет один за одним заходят мастера, и, слушая бесконечные эти разговоры, как раз и понимаешь, что ни одной утренней линейки нельзя провести, не подготовившись. Не говоря уж о хорошем собрании или классном часе. О том, что именно на такие здесь ориентируются, свидетельствует один только факт. В этот час (опять же единый, традиционный для всего училища) в дверях не добавляют дежурных и раздевалки на замок не закрывают. Потому что знают: единственный способ удержать ребят – интерес. Если лекции, то по заявкам ребят, да и почему только лекции? Может, например, выступать – да, да, на классном часе – вокально-инструментальный ансамбль (вопрос только темы, но для того и существуют воспитатели). Или, допустим, дискоклуб предлагает свою программу. Она называется, например, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Интернациональное воспитание? Да. Эстетическое – тоже. Ребята пока высокими терминами не владеют, они учатся слушать не только музыку – слова. Для начала. Потом их пригласят на программу-ретро, и это будут тоже не просто забытые мелодии, это будет взгляд в молодость отцов... В общем, при умном решении самые нужные слова можно сказать доступно. Дискотека в ПТУ-180 – тема особого разговора. Потому что была и есть мысль: создать дискотеку – значит не просто закупить аппаратуру. Это касается и оставшихся одиннадцати кружков, секций, студий, в каждом из которых для начала нужен отличного уровня руководитель.

Выше уровня моря

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены