Кафедра педагогики ПТУ

Элла Щербаненко| опубликовано в номере №1358, декабрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Конфликт между «не научили» и «требуют» – одна из самых распространенных причин, отчего, не найдя себя, не сработавшись, не сдружившись, молодой мастер начинает поглядывать на сторону. Мол, мне бы только срок отработать... Какова «работа» в этом случае, известно. Потому в ПТУ-180 традиция: первый год начинающий мастер проходит официальный «курс молодого бойца», когда все обязаны ему помогать, никто не ругает, премии не лишают и т. д. Учись, набирайся силы! А дальше – выплачивай аванс. Единственный показатель – динамика твоего педагогического мастерства. Не хочешь, не можешь – уходи, не мучь себя и других. Одного уволили, другой сам уйти догадался...

В общем, за пять лет существования училища сменилось здесь всего три мастера и ни одного педагога, что, прямо скажем, картина для ПТУ нетипичная. Не то чтобы сняты материальные и прочие причины ухода (условия здесь один к одному, как у всех). Просто «не хлебом единым...». Удивительно ладно и тепло в этом доме, педагогам в том числе. Подтверждения тому бросались в глаза постоянно. Как бы глубоко с мастерами мы ни забирались в разговор, каждую среду в пять он прекращался: «Извините, тренировка!»

Спортивная команда педагогов – это и отличная разрядка, и способ сплочения коллектива, и очередной воспитательный шанс. «Команда мастеров выступает против команды учащихся» – стало быть, и должны быть мастерами!

Главное, чем силен этот коллектив, – подлинная увлеченность своей работой. Как известно, на любое дело можно смотреть по-разному. Можно тяготиться тем, что уровень знаний твоих учеников невысок. А можно думать: какое щедрое поле для деятельности, сколь многого эти парни еще не знают! На сколько вопросов ждут ответа!

В расписании – «почитание ума»

– Поднимите руку, у кого в школе была четверка по английскому.

Поднялась одна рука.

– Если б была четверка, да еще и по английскому, мы бы тут не сидели.

Учительница засмеялась. Хотя смешно было не очень...

«Милые вы мои, да кто же вас раньше учил?» – так и тянет спросить иной раз у ребят здешних педагогов. Но они не спрашивают. Знают, что услышат в ответ. Как ребят чуть ли не годами не вызывали к доске – если человек ничего не знает, стоит ли тратить на него время? Ну и другие подобные вещи... Но рассказывает об этом Валентина Владимировна Шурчкова без иронии и гнева. Скорее в ее голосе безысходность. Она, как и большинство ее коллег по училищу, сама работала раньше в школе. Они понимают, как это в принципе непросто – учить сорок с лишним ребят с самыми полярными способностями и интересами.

Ведь в том-то и дело, что в училище преподавать проще. Ребята поровнее, группы поменьше. А главное вот что: появляется у педагогов надежный помощник – профессия.

Добрая половина ребят приходит в ПТУ сама. Если не с убеждением в призвании, то по крайней мере с ощущением, что пришел сюда учиться делу, которое будет кормить всю жизнь. Ясное дело, учится в этом случае человек более заинтересованно. Если... Вот тут-то и начинается основное: если суметь доказать ему, что все здесь в непосредственной связи – физика, математика, токарное дело, успехи в классе и успехи за станком. В данном училище доказать это, видимо, удается. Судя по такому вот факту: из 690 учащихся – двенадцать отличников, сто человек учатся без троек, да и остальные отнюдь не круглые троечники. Неверящие скажут – «пониженная требовательность», что будет как раз неправдой: выпускники ПТУ-180 успешно конкурируют с прочими своими ровесниками на приемных экзаменах в вузы.

Воспитание начинается с пробуждения мысли. На этот режим настроено в училище все. Среди прочего в расписании регулярно еще один, незнакомый прежде день – «День умопочитания». В переводе – день почитания ума, праздник знаний, наука в твоей профессии. Или... В общем, тем как раз и озабочены педагоги, чтобы в любой форме – деловой, игровой – разбудить у парня интерес к знаниям. А для этого в первую очередь – желание думать. Именно желание взамен устойчивого рефлекса сопротивления мысли, с которым он приходит в училище. В лучшем случае он согласен написать диктант – с ошибками, но без особого труда, а напрягаться больше? Нет, все равно не получится. Вот уж убедили в школе – так убедили.

Значит, прежде всего – разубедить!

Проблема, над которой работает сегодня педагогический коллектив (ныне это уже практически целое исследование), – «активизация мыслительной деятельности учащихся». Доказать: не страшно! Доступно! Вот тебе деталь – требуется решение неожиданное! Ребята не любят писать, чертить. Поспорить – другое дело! Что ж, отлично. На изготовление одной детали есть десяток технологий, и нет предела совершенству. Применил другой инструмент, под другим углом заточил – молодец, какое интересное решение! Тут главное не посмеяться над открытием их «велосипедов». А что, если попробовать еще Так? Обратила внимание: здешние педагоги обычно не объясняют материал до конца, они обязательно чуть-чуть оставят ребятам додумать. Ровно столько, чтоб им захотелось идти дальше.

Общий язык – «токарный»

Как вы заметили, начав говорить об учебе, мы тут же почти автоматически перешли к работе. Потому что основная их учеба – в работе, через работу, для работы. Да-да, воспитание начинается с дела. И, наверное, именно оно главное, чего не хватало всем им прежде. Токарное? А почему бы и нет!

«Самый мощный наш союзник – дело, работа, реальный труд», – формулирует свою педагогическую программу Ю. И. Баринов, заместитель директора по учебно-производственной работе. Между прочим, уроки из собственной жизни. Он-то знает, чем «взял» его, ученика, в свое время нынешний директор, а тогда мастер их группы Филиппов. Большинство из них, поначалу отнюдь не образцово-показательных парней, стали нынче толковыми, уважаемыми людьми. Потому что главное действие той «пьесы с превращениями» проходило не где-нибудь – в мастерской. Она центр жизни. Мастерская – точка отсчета. И сам «мастер» – от слова «мастерство». Педагогическое, разумеется, но прежде – рабочее. Мастер ПТУ, убеждены в ПТУ-180, прежде всего должен быть мастером в своей профессии. Тезис, заметим, спорный. Добрая половина их коллег станет доказывать, что успех дела определяют воспитательные возможности мастера, его педагогический дар. Мол, один и тот же талантливый педагог может воспитывать и слесарей, и токарей, и кого угодно.

– Чем он станет воспитывать, – продолжает Баринов, – разговорами? Да парни этих разговоров наслушались на сто лет вперед.

«Антисловесное» воспитание, я бы сказала, – самое привлекательное из того, что характеризует стиль этого училища. И заметила б, что такого рода воспитание (даже в профессиональных училищах!) оставляет нередко желать лучшего. Что более привычен такой расклад: воспитание как бы само по себе, а профессия – сама по себе. Вот тут-то и проигрыш. Ребята приходят, как мы уже говорили, в ПТУ за профессией – чтобы их ей научили, а отнюдь не за тем, чтобы опять «воспитывали». То есть если не осуществить это через профессию, значит, не осуществить уже никак. Как ни назови: воспитывающее обучение или обучающее воспитание, но вот подтверждение: если есть в училище две трудные группы, то те самые как раз, где мастера недостаточно хорошо учат ребят главному – делу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены