Измерение мужества

А Зильберборт| опубликовано в номере №833, февраль 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

И снова они в центре ринга. Касик опять «ловит» его. Для Туминьша это все равно, что идти по проволоке. Одно неверное движение – и полетишь вниз. Но, наверное, за это он и любит бокс. Опасность. Риск. Знать это и все-таки снова и снова выходить в залитый электрическим светом квадрат ринга. Снова и снова испытывать свое мужество и убеждаться, что оно у тебя есть.

Да, есть. Туминьш идет вперед. Бьет левой, Неожиданно – коронный правой. Снова дергается голова Каспшика, Он злится. Бросается вперед но всякий раз Алоиз опережает его. На один удар он отвечает двумя-тремя. Атаки Каспшика не достигают цели. Он рвется в ближний бой. Входит под руку. Короткие удары. Но и Туминьш отвечает такими же пулеметными сериями снизу. Невольно Каспшик захватывает его руки, «вяжет». Кекки бросается между ними, кричит: «Брек!», – расталкивает. Они чувствуют разгоряченные тела друг друга, прерывистое дыхание.

Гонг!

Щербаков ставит в угол габуретку. Алоиз подходит, садится. – Уф!

Дышать. Глубже дышать. Руки на канатах. Ноги почти выпрямлены. Ни одного напряженного мускула. Щербаков черпает ладонью воду, выплескивает ему в лицо. Кладет мокрое полотенце на грудь.

– Хорошо, Алоиз. Раунд твой. Только давай Каспшику работать. Выводи его из себя.

Алоиз кивает головой. Щербаков обмахивает его сырым полотенцем. Летят брызги...

...Может быть, это брызги холодного и прозрачного лесного озера, недалеко от которого раскинулся его родной хутор Дривиниеки. Мальчишкой он часто бывал на этом озере. Потом он переехал в город. Поступил в рижское ремесленное училище. В группе было одиннадцать таких же, как он, – деревенских. Остальные – воспитанники одного из городских детских домов. Городские недолюбливали деревенских. Это, наверное, шло от прошлого. Сейчас смешно вспомнить. Но в то время городские поджидали их в длинных полутемных коридорах училища и лупили. Туминьш был самый слабый. Ему доставалось больше всех. Он злился на свое слабое тело, но ничего не мог поделать,

И тогда он пошел в секцию бокса общества «Трудовые резервы». У него был вес «мухи» и темперамент. Тренер Альберт Фомич Лавринович посмотрел на него и, хотя в душе назвал «прозрачным», взял. Его подкупила хорошая координация движений у мальчишки. Лавринович ценил это качество в начинающем боксере выше всего.

– Мышцы можно нарастить, выносливость и технику приобрести в тренировках, – считал тренер, – но координация движений – до некоторой степени природное качество.

У Туминьша оно, определенно, было. Еще у него была смелость. В спаррингах он всегда лез вперед, получал много ударов, но не сдавался.

...Щербаков наклоняется к нему. Минута на исходе. Туминьш встает. Он видит, как встал Каспшик. Тренер Штамм что-то быстро-быстро говорит ему и показывает руками. Каспшик кивает головой.

Боксеры идут навстречу друг другу. Теперь не может быть разведки. Все ясно. Туминьш заранее знает, что сейчас Каспшик бросится в атаку. Он проигрывает. Об этом наверняка говорил ему и Штамм. Так и есть. Касппшк делает ложные движения корпусом. Он вызывает Туминьша на удар. Он хочет, чтобы Туминьш вытянул левую руку. Тогда Каспшик «нырнет» под нее и начнет атаку с близкой дистанции.

Но Туминьш внимателен и осторожен. И Каспшик никак не может провести хороший удар. Он нервничает... и бросается напролом. Удар! Каждый такой удар может бросить Туминьша на пол. Нужно только попасть. Попасть в цель... Однако Туминьш неуловим. Он на какое-то мгновение опережает Каспшика. Он играет. «Давай, Каспшик, давай! Но помни, я трачу меньше сил. Ты устанешь быстрее. Только бы мне ни разу не ошибиться. Давай, Каспшик! Когда ты устанешь, то поймешь, что ничего не можешь сделать со мной. И тебе станет все безразлично. Ты будешь драться по инерции. Только потому, что ты не привык сходить с дистанции, только потому, что ты боец. Но этого будет мало. Если я выдержу твой натиск, тебе придется понять еще, что я могу сделать с тобой все, что хочу. Только бы мне не ошибиться».

Этот Каспшик вынослив, как буйвол. Он лезет и лезет. Алоиз видит, что Каспшик уже начинает уставать. Все размашистей его удары, все заметнее. В ближнем бою он наваливается на Туминьша... Пора.

Туминьш «взрывается». Левой, левой. Каспшик растерян. Откуда у Туминьша столько энергии?! Может быть, это авантюра, короткий спурт, чтобы испугать Каспшика? Туминьш бьет левой резко и жестко, как в начале боя. Каспшик у канатов. Он ощущает их. Сейчас Туминьш пустит в ход правую. Каспшик ждет. Но Туминьш бьет левой, левой. Каспшик мечется. Пытается уйти влево. Но острые удары возвращают его на место. И правая Туминьша снова угрожает ему. Удары левой, левой. Каспшик раскрыт. Туминьш по-прежнему бьет только левой. Он знает, что может бить правой, и не бьет. Пусть Каспшик все время чувствует угрозу. Пусть он окончательно потеряет равновесие. Левой. Левой. Каспшик видит правую. Он чувствует, что сейчас Туминьш ударит, и от этого удара нет защиты. В бессильной ярости Каспшик бросается прямо на Туминьша. Шаг назад. Правая бьет. Каспшик отлетает к канатам... Перед ним десять Туминьшей, десять правых. Туминьш бьет левой. Каспшик подавлен. Он сломлен. Гонг!

Туминьш идет в угол. Щербаков ставит табуретку. Доносится голос диктора:

– В красном углу – Алоиз Туминьш, Советский Союз. Чемпион СССР 1961 года. Он провел на ринге 176 боев, из них в 158 одержал победы.

Щербаков смачивает полотенце. Машет. И снова летят в лицо брызги.

176 раз выходил он на ринг, Началось это в 1957 году. Он работал тогда слесарем инструментальщиком. Белобрысый, худощавый, совсем мальчишка. Перед каждым боем тренер Лавринович хлопал его по плечу и говорил:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены