Искусство сидеть в седле

Руслан Галазов| опубликовано в номере №1247, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

ка, патриарха отечественной школы наездников, которого видели еще в детстве, в цирке, что на Цветном бульваре. Он выезжал на манеж на сером породистом ^иноходце, подтянутый и стройный, словно юноша, в свои восемьдесят с лишним лет. Как нее шла ему белая бурка, красная черкеска с газырями и кинжал в серебряной инкрустации!

– А вы видели наездника Алибека Кантемирова? – спросите вы девушку. – Это же настоящий волшебник.

– Волшебник умер, он никогда больше не выедет на манеж.

– Но выезжают его сыновья... Он передал им искусство предков.

– Они прекрасные наездники, но они все же артисты...

– А он? Ведь и он...

– Нет, он просто родился в седле.

Не ради цирка. А это самое сложное искусство – уметь сидеть в седле без эффектных трюков.

Поначалу у него была трудная доля, у этого старика, чья жизнь прошла в седле, кто верхом на коне объездил самые крупные и прославленные в мире арены цирков. Им восхищались американские ковбои, мексиканцы в знак особого поклонения подарили ему золотую подкову – высший приз наездничества. Им восторгались английская королева и докеры Амстердама, президенты и мелкие клерки, а кинозвезды брали у него автографы. Но вряд ли кто из них знал историю Осетии, с которой так тесно связана история древнего искусства.

У аланов был обычай, оставленный им еще со времен скифов. Чтобы лучше себе его представить, надо зайти в республиканский художественный музей, где выставлен большой живописный холст «Посвящение коня покойнику». Это картина известного осетинского художника Махарбека Туганова. Погибшего в бою воина сейчас предадут земле. Вместе с ним как священную жертву предадут земле и его верного друга на поле боя – коня. Седобородый старец, перед тем как отправить воина в страну мертвых, держа в руке рог с вином, обратится с молитвой к владыке ее – Барастыру. Старик скажет, что воин был храбр и заслуживает в ином мире достойное место. Он обратится и к привратнику мертвой страны – Аминону, чтоб тот встречал покойного со всеми почестями: человек, владевший искусством сидеть в седле, заслужил это.

А кто же был этот воин? Возможно, один из тех, кто не склонил головы перед несметными полчищами гуннов, ордами Чингисхана, а может, это был один из тысяч погибших в боях с хромоногим Тимуром или тот, кто обратил в бегство отряды персидского шаха Аббаса I, вероломно вторгшегося через Дарьял на аланскую землю. Аможет, тот, к кому, соперничая между собой, обращались за союзом Византия и Хазария.

Вместе с советскими историками ученые многих стран со второй половины девятнадцатого века исследуют прошлое некогда могущественного государства, располагавшегося на стыке между Европой и Азией и именовавшегося Аланией.

Из этого прошлого и вынес свое искусство старый наездник, а затем продемонстрировал его на аренах цирков.

Из этого прошлого родился и танец с кинжалами, не уступающий по красоте и риску испанской корриде.

Ученых привлекает многое из прошлого Осетии. Одни пытаются установить: где же все-таки был расположен славный город Дедяков, столица древней Алании. Ищут его на левом берегу Терека, на реке Сунже, в Куртатин-ском ущелье, а то и в районе нынешней столицы Осетии – Орджоникидзе. Другим хочется обнаружить очередные памятники высокой кобанской культуры осетин, которая восходит к первому веку до нашей эры. А некоторым интересно узнать, в самом ли деле кобанская культура принадлежит тем, кого ранее изображали как обитателей горных «трущоб», «отсталых дикарей» и природных «разбойников», ведь она как-никак не уступает по своему уровню прославленной центрально европейской культуре Галь-штатта – культуре кельтов.

Замечательные памятники бронзовой кобанской культуры сейчас хранятся в местном краеведческом музее, в ленинградском Эрмитаже и Историческом музее Москвы, в Сен-Жерменском музее древностей в Париже, в музеях Лиона, Вены, Берлина...

...Рано утром, еще до того, как взойдет солнце над горами, хорошо побродить по незнакомому городу одному. Теперь вы кое-что узнали из прошлого древнего края и не торопитесь в горы, они уже для вас не только головокружительный спуск по проторенной лыжне, когда вы летите словно в без дну и встречный ветер готов вас опрокинуть.

Вы не спешите в горы, хотя многие их тайны вас по-прежнему манят. А вдруг в одном из ущелий навстречу вам промчится всадник в черной бурке, умыкающий невесту, или из врат боевой башни выйдет абрек, блеснув лезвием кинжала, или появится на просторе одной из долин Дарьяла осетинский царевич Давид Сослан, меч которого не дрогнул в поединке с Ричардом Львиное сердце. Или из замка, возвышающегося на утесе по пути в Грузию, выглянет царица Тамара – дочь мудрой осетинки Бурдухан.

...Вы не спешите в горы. Вы бродите по городскому парку. Плакучие ивы любуются собой в сонной глади озера. Из-за островка, будто в сказке, выплывают на середину озера лебеди, один из них лениво приветствует вас взмахом крыльев, рассеивая вокруг серебристый водяной бисер. А вот и царственный павлин, он вышел навстречу к вам по песчаной аллее, солнце радужно искрится по всему оперению птицы, красивый хохолок, напоминающий корону, горделиво венчает голову. Павлин важно ступает; потом садится рядом с голубой елью, пышным веером распускает хвост, и вам теперь кажется, что это вовсе и не птица, а какой-то экзотический, диковинный куст цветов.

А рядом поле маков – от их пылающего огня кружится голова, дальше белые нарциссы, розы, гвоздики. А вот желтые цветы, их нежные длинные стебельки напоминают гибкий стан девушки. У нас эти цветы называют танцующими девами: когда вы опускаете их в вазу с водой, цветы вдруг начинают оживать, приходят в движение. Этими цветами усеяны альпийские луга в горах Осетии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены