Двадцать страстных хроник

И Х Баграмян| опубликовано в номере №1247, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Более тридцати лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Более тридцати лет над нашей Родиной мирное небо, не рассеченное: ночью прожекторами, не разорванное зенитными снарядами. Но героические, суровые и огненные четыре года живут в памяти: Ведь почти нет семьи, в которой бы не было горькой утраты, нет дома, в который бы не вернулся с фронта воин, жизнью заплатив за то, чтобы дети и внуки смогли продолжать жизнь.

Я солдат. С первого и до последнего дня находился на фронте. Война для меня не легендарные рассказы о давно минувших днях – реальные события. Пожалуй, никто так остро не ощущает цену жизни, как человек, готовый отдать ее в любой момент за правое дело.

Нынешние молодые не испытали кошмара войны. Должен сказать, к счастью. Но прошлое властно вынуждает возвращаться к пережитому, ибо подвиг отцов и дедов, испытания, выпавшие им, помогают молодежи воспитывать в себе стойкость, мужество, любовь к родной земле, готовность защитить ее.

Недаром так популярны среди пионеров и комсомольцев походы по местам боевой славы. Понятно стремление ребят воочию увидеть поля сражений, где умирали и побеждали, чтобы юным сердцем прикоснуться к минувшим дням..

Мы просто не имеем права забывать испытания, пришедшие на долю нашего народа в 40-х годах. Из поколения в поколение должны славить мужество и героизм советского солдата, всех советских людей. Помнить кровь, пролитую за нас; хрупкие силы женщин и подростков, самоотверженно работавших в тылу; матерей, отдавших своих сыновей и дочерей Родине.

И мы помним. Подвиг советского народа запечатлен в монументах, в книгах, в песнях. Недавно вышедшая на экраны киноэпопея «Великая Отечественная» – еще одно доказательство этому. Двадцать серий фильма документально показывают войну от самого первого дня до праздничных залпов Дня Победы.

«22 июня 1941 года». Первый фильм эпопеи. Первые дни неимоверных лишений. И последняя тишина. Тишина мирной жизни. Затаившаяся, напряженная, в любую минуту готовая взорваться. И она раскалывается воем бомб, взрывами снарядов и мин, смертями.

Когда началась война, мы, воины и советские люди, уже в первых, очень тяжелых для нас сражениях Великой Отечественной ни на минуту не падали духом, верили в мудрость Коммунистической партии, в мощь социалистического государства, в неисчерпаемые силы своего народа, в неизбежность нашей победы. Эта уверенность крепла с каждым днем, несмотря на трудности борьбы с сильным и коварным врагом.

А на экране – через пустынное шоссе, изрытое воронками, заваленное обломками автомашин и повозок, перебегает пулеметный расчет, солдаты тащат за собой «максим». Как крылья, развеваются на ветру плащ-палатки, и вдруг в кадре на фоне бегущих – разрыв снаряда. Черный густой клуб дыма... Сколько в те дни клокотало таких малых и больших боев на нашей земле! И смерть настигает на наших глазах то одного, то другого бойца. Они, подкошенные пулями, осколками снарядов, падали и оставались лежать на поле боя. И сидящие в зале, вглядываясь в лица, которые то мелькали на экране, то застывали крупным планом, может быть, узнавали себя или друзей, родных...

Когда смотришь фильмы «Великой Отечественной», то невольно приходит мысль о бесстрашных, самоотверженных людях, чьи лица оставались не всегда запечатленными кадрами кинохроники, но дело их наглядно перед нами. Это кинооператоры. Они были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор мог в зависимости от хода боевых событий принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Во время войны кинооператора можно было встретить везде и всюду: на флоте, в танковых войсках, в пехоте. Воины Красной Армии привыкли в трудную минуту видеть рядом человека с киноаппаратом. Хроникеры на линии огня, с камерой в руках – это благодаря им мы сохранили бесценную наглядную память для потомков, память, не сравнимую ни с одним устным или блистательно записанным рассказом. И глядя на эти старые, исторические кадры, всякий раз мысленно представляешь себе тот момент, когда оператор снимал, может быть, последний в своей жизни кадр. Я не могу не думать о них, о тех, кто делил все тяготы солдатской жизни и умирал как солдат на поле боя, только в руках у него вместо автомата было такое замечательное оружие – кинокамера.

Операторы шли с прославленными воинами по полям сражений, оставляя необычайно ценный исторический документ, с наглядной правдой рассказавший всему миру о Великой Отечественной, о роли советского народа в минувшей войне и о том, что пришлось ему пережить. А ведь в некоторых странах Запада есть немало таких людей, и в частности молодых, которые ничего не знают о той роли, которую сыграл Советский Союз во второй мировой войне. Многие даже не знают, что СССР и США были союзниками в этой войне.

Но, конечно, для всех, переживших войну, эти долгие годы лишений и потерь незабываемы. И особенно для нас – советских людей. Невозможно забыть чудовищные расправы над мирными жителями Хатыни, жертвы Бабьего Яра и Саласпйлса.

Мне довелось участвовать в сражениях под Барвенковом и Харьковом, на Курской дуге, в Белоруссии, Прибалтике, Восточной Пруссии. Пережил ожесточенные бои на Украине, под Ростовом-на-Дону и на южных подступах к Москве в 1941 году. Мои фронтовые друзья, с которыми я воевал на многих фронтах, навечно останутся в моем сердце. Живые и павшие.

Мне часто приходится бывать в Калининграде. У стен этой бывшей грозной немецкой крепости советские воины совершили один из самых выдающихся подвигов. И я всегда прихожу на братскую могилу героев, павших при штурме этой твердыни пруссачества. На могиле воздвигнут обелиск, на котором начертаны справедливые слова: «Ваше мужество было беспримерным. Ваша воля была непреклонной. Ваша слава бессмертна». У подножия обелиска всегда, в любое время года живые цветы. И с гордостью отмечаю, что приносят их не только ветераны, но и молодые, знающие войну только по рассказам отцов, по книгам, кинофильмам. И так должно быть. И мне хочется, чтобы мой строго документальный рассказ очевидца хотя бы немного послужил увековечению славы и памяти наших бесстрашных воинов, героически штурмовавших эту мощную крепость – осиное гнездо тевтонских псов-рыцарей. Ведь запавшее в нашу память величие победы – не только в камне, в меди, в бронзе... Оно в словах, в затаенных горьких чувствах, во взглядах. Оно в душах тех, кто не мог слышать разрывы бомб и видеть неимоверные потери, безмерный героизм. В эти юные души зов памяти о воинах Великой Отечественной снова принесен силой нашего киноискусства.

...На полотне экрана – первые дни и недели Великой Отечественной. Идут по полям Украины, Белоруссии, Прибалтики нескончаемые колонны немецких войск, от налетов вражеской авиации горят наши родные города. Эти кадры и сейчас, когда прошло так много лет, необычайно трудно, душевно больно смотреть. Фильм с документальной точностью показывает, как советский солдат отчаянно, самоотверженно дрался, умирал, но не сдавался. Те, кто дошел до Берлина в сорок пятом, помнили принявших первый бой. Советский народ помнит их и сейчас.

В двадцати фильмах эпопеи Великой Отечественной войны есть и другие кадры, которые смотрятся с чувством гордости. Они говорят о том, что советские люди внесли основной, решающий вклад в дело разгрома гитлеровского фашизма – этой поистине коричневой чумы, – спасли мир от уничтожения целых народов.

Советские зрители с огромной радостью смотрят кадры фильма, на которых показано, как фашистские солдаты с искаженными страхом лицами, пригнувшись к земле, ползут в дыму; бегут по дымящейся земле, несут на плащ-палатках своих раненых и убитых, едва спасают себя от ударов наших войск. Глядя на эти кадры, невольно вспоминаешь вещие слова славного победителя немецкий псов-рыцарей Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!» И пусть сокрушительный разгром фашистских полчищ в Великой Отечественной послужит уроком для тех, кто все еще не уразумел эту истину.

Война. Она была самым тяжелым испытанием в жизни нашего народа. Долог был наш путь к победной дате, очень долог. И хотя память часто возвращается к тому дню, когда мы только начали этот путь, – к 22 июня сорок первого года, хочу вспомнить самое главное в жизни нашего героического советского народа 9 мая – первый День Победы. Тогда во всех армиях фронта были проведены митинги, а в некоторых частях и импровизированные парады Победы. На одном из митингов я слушал выступления солдат и офицеров, не переставая удивляться и восхищаться: сколько же в каждом из них было скромности! Ведь они наголову разгромили самую мощную ударную силу империализма, но в речах бойцов я не услышал ни слова об их подвигах. Они просто выражали искреннюю радость, что наконец-то кончились страдания народные, что впереди их ждет мирный труд, гигантская работа по залечиванию ран, нанесенных войной.

Я смотрел на радостные лица воинов и вдруг заметил, как по лицу одного старого солдата текут слезы. Я подошел к нему и спросил:

– О чем, старина, взгрустнул в такой радостный день?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены