Искры в ночи

А Саксе| опубликовано в номере №612, ноябрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

- «О мальчике, просящем милостыню», - звонким голосом объявил малыш.

Когда мальчик выразительно декламировал: «... Мне показалось, смотрят на меня безмерные страданья всех несчастных, сиротством обездоленных детей», - зал замер, только слышен был шелест носовых платков.

Агнессе казалось странным, что вечер проходит в обратном порядке: начинают с художественной части, а не как обычно с доклада. Для чего это делается, она поняла только после перерыва, когда слово дали лектору Грундонису.

Грундонис делал доклад о политической обстановке в Латвии и за границей.

- Рабочие должны быть начеку, - говорил он. - Против рабочих организаций охранка устраивает самые подлые провокации...

- Он говорит, как коммунист! - крикнул айзсарг Грислис. - Что ты стоишь, как чучело? Будешь ты заботиться о порядке? - Грислис накинулся на полицейского.

- Я запрещаю так говорить! Я закрываю собрание! - сказал полицейский, пошептавшись с айзсаргом.

- На каком основании вы закрываете собрание? - спросил распорядитель вечера.

- На том основании, что вы ругаете существующий строй! - отрубил полицейский.

- И клевещете на честных вождей рабочих! - добавил Ошинь. Грундонис сказал насмешливо:

- Теперь у охранки новое руководство, и оно в провокационных делах тесно сотрудничает с меньшевиками...

Если бы Агнессе потом нужно было рассказать по порядку обо всём, что произошло, она непременно запуталась бы; после этих слов Грундониса в зале поднялся рёв и шум от топота ног и передвигаемых стульев; она инстинктивно схватила Эйкена за руку.

- Святая Мария! Айзсарги! - услышала она чей-то крик.

Потом раздался выстрел и зазвенели стёкла, а полицейский исступлённо вопил:

- Разойдись! Разойдись!

Агнесса искала глазами Грундониса и услышала его голос:

- Товарищи, будьте хладнокровны!...

Он не успел договорить. Одним прыжком полицейский очутился на сцене рядом с ним и ударил его рукояткой нагана по голове. Агнесса увидела красную струйку крови, побежавшую по лицу Грундониса, и там же, на сцене, он упал.

- Вот тебе свобода слова и собраний в демократической республике! - Возмущённый Эйкен решительно встал. - Если я ему не помогу, то парню навряд ли ещё когда-нибудь придётся выступать с докладом.

Врач проталкивался к сцене, и Агнесса следовала за ним, словно боясь остаться одна в возбуждённой толпе. Нет, в эту трудную минуту ей хотелось быть около своих друзей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены