И сон и явь – Петродворец

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1229, август 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Один глагол «уничтожать» передает сущность фашизма. Человек, живая плоть, память народа, его история и культура, не тронутые коричневым ядом фашизма, – все подлежало уничтожению. Петродворец разделил эту страшную участь. Его жгли, расстреливали, взрывали. Двадцать тысяч мин и сто тысяч снарядов, обнаруженных саперами в обугленных, под горячим пеплом руинах, должны были завершить историю памятника русской культуры. Но именно здесь начинается новая, самая поразительная страница жизни Петродворца – его возрождение.

Стоит ли взывать к мифологическому образу птицы Феникс, возрождавшейся из пепла, если миф творился на наших глазах! Есть данность: мировая практика реставрации не знала ничего сколько-нибудь подобного. Теперь, в наши дни, музей продолжает прерванную, но не оборванную войной великую миссию.

Оставим социологам разбираться в том, что называют сегодня «музейным взрывом», но, право, есть что-то величественное, духовно-грандиозное, когда видишь сегодня нескончаемый людской поток, без перерыва текущий вековыми аллеями парков в золоченые анфилады дворца. Можно размышлять над этим чудом времени, но стоит приглядеться к слушающим экскурсоводов тысячам тысяч лиц, вбирающим в себя дух истории и баснословную красоту искусства. Они живут, эти лица, иронически снисходительные или откровенно осуждающие, когда речь идет о причудах царей, нравах двора, и возвышенно-одухотворенные, просветленные ни с чем не сравнимой радостью постижения прекрасного и гордостью, когда видят они отдаленный во времени, но до сердечного волнения близкий взлет народного гения. И глядя на эти лица – внимательные, сосредоточенные, исполненные живой смены высоких чувств, – нельзя не верить, что оставленное нам наследство обрело защиту в добрых и бережных руках.

Нет меры и не подыскать сравнений, чтобы определить титаническую по своему духовному значению работу, которую взял на себя и выполнил Петродворец за шесть десятилетий второй своей жизни, ибо считать тогда нужно каждого хоть однажды побывавшего здесь человека. Отдавая любому из нас частицу своей красоты, прикасается он к самому сокровенному в человеческой душе, потому что, будучи музеем русской истории и культуры, остается Петродворец и замечательным памятником народному духу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены