Государство и революция

Г Ленобль| опубликовано в номере №287, ноябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

«С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для одурачивания их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острее, опошляя его. На такой «обработке» марксизма сходятся сейчас буржуазия и оппортунисты внутри рабочего движения».

Так начинается первая глава «Государства и революции» - этого замечательнейшего произведения Ленина, в котором излагается учение марксизма - ленинизма о государстве, анализируются задачи пролетариата в революции и дается характеристика двух фаз коммунистического общества: первой, обычно называемой социализмом, и высшей, при которой будет осуществлен принцип: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

В строгом соответствии с Марксом и Энгельсом Ленин определяет государство как продукт непримиримости классовых противоречий: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Оппортунисты же «подправляют»

Маркса таким образом, что государство выходит органом примирения классов.

В строгом соответствии с Марксом и Энгельсом Ленин утверждает, «...что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан...». А оппортунисты и не думают об уничтожении буржуазной «государственной машины»: они говорят лишь о том, как бы эту «машину» «завоевать»... в результате победы на парламентских выборах.

Марксизм - ленинизм выдвигает требование диктатуры пролетариата для подавления сопротивления помещиков и капиталистов и для организации нового, социалистического общества. А оппортунисты в панике от самого слова «диктатура».

Марксизм - ленинизм говорит об отмирании государства после насильственной революции, после уничтожения классов, после того, как сопротивление капиталистов будет окончательно сломлено. А оппортунисты ухитряются так истолковать учение об отмирании государства, что «... остается только смутное представление о медленном, ровном, постепенном изменении, об отсутствии скачков и бурь, об отсутствии революции. «Отмирание» государства в ходячем, общераспространенном, массовом, если можно так выразиться, понимании означает, несомненно, затушевывание, если не отрицание, революции».

Изучая взгляды Маркса на государство, Ленин одновременно подробнейшим образом исследует ту историческую обстановку, в которой взгляды эти складывались. Учение Маркса, указывает Ленин, есть освещенное глубоким философским миросозерцанием и богатым знанием истории подытоживание опыта. Маркс не занимается «сочинением» форм будущего общества, как утописты; все его выводы покоятся на фактической базе исторического опыта.

В «Коммунистическом манифесте», написанном в 1847 году, накануне революционных боев 1848 года, Маркс и Энгельс устанавливают, что пролетариату нужно государство как особая организация насилия против буржуазии. Вопрос, какова же должна быть смена буржуазного государства пролетарским, еще не ставится.

После революции 1848 - 1851 годов Маркс приходит к выводу, что пролетариат не может просто взять в свои руки государственный аппарат, «государственную машину» буржуазии; он должен ее сломать, уничтожить.

И только после Парижской коммуны 1871 года, анализируя ее кратковременный опыт, Маркс отвечает на вопрос, чем же заменить разбитую государственную машину. Он дает гениальный очерк пролетарской демократии, образец которой впервые показали миру героические парижские пролетарии, штурмовавшие, по выражению Маркса, небо. Парижская коммуна, просуществовавшая всего 72 дня, не была достаточно последовательной и решительной. Но она уничтожила постоянное войско, находившееся в подчинении у буржуазии, и заменила его вооруженным народом. Она ввела полную выборность и сменяемость всех должностных лиц, тогда как в капиталистических странах трудящимся в лучшем случае раз в несколько лет предоставляется решать, кто их будет в парламенте «представлять и подавлять». Она отменила все привилегии чиновников и стала за выполнение государственных обязанностей выдавать обычную заработную плату рабочего. Все те принципы, которые Парижская коммуна только намечала, только собиралась провести в жизнь, в гигантских масштабах осуществил пролетариат СССР на протяжении одной шестой земного шара...

Ленин в «Государстве и революции» как и в других своих трудах не ограничивался, разумеется, только изложением учения Маркса: он развивал, конкретизировал и обогащал это учение, применяя его к условиям и требованиям новой исторической эпохи, эпохи империализма и пролетарских революций. Ленин внес много своего в разработку вопроса о государстве и особенно о диктатуре пролетариата. На это в беседе с первой американской рабочей делегацией указал товарищ Сталин:

«Основную идею диктатуры пролетариата, как политического господства пролетариата и как метода свержения власти капитала путем насилия, дали Маркс и Энгельс. Новое у Ленина состоит в этой области в том, что: а) он открыл Советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата, использовав для этого опыт Парижской Коммуны и русской революции; б) он раскрыл скобки в формуле диктатуры пролетариата под углом зрения проблемы о союзниках пролетариата, определив диктатуру пролетариата, как особую форму классового союза пролетариата, являющегося руководителем, с эксплуатируемыми массами непролетарских классов (крестьянство и пр.), являющимися руководимыми; в) он подчеркнул с особой силой тот факт, что диктатура пролетариата является высшим типом демократии при классовом обществе, формой пролетарской демократии, выражающей интересы большинства (эксплуатируемых), - в противовес демократии капиталистической, выражающей интересы меньшинства (эксплуататоров)».

Продолжая дело Ленина, вернейший его ученик и соратник И. В. Сталин ведет от победы к победе советское государство и в то же время теоретически обобщает огромный опыт социалистического строительства, развивая дальше марксизм - ленинизм.

Товарищ Сталин в своих работах подчеркивает диалектику развития советского государства: «Мы за отмирание государства. И мы вместе с тем стоим за усиление диктатуры пролетариата, представляющей самую мощную и самую могучую власть из всех существующих до сих пор государственных властей. Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной власти - вот марксистская формула».

Советская власть всей своей мощью обрушивается на врагов народа, по отношению к ним она беспощадна. Это показал недавний процесс презренных лазутчиков фашизма, агентов кровавого Троцкого - Гестапо. Но честным труженикам социалистического общества она предоставляет такие демократические права, какие не в состоянии дать ни одна власть в мире.

Невиданный еще расцвет пролетарской демократии в Стране советов получил свое выражение в замечательнейшем документе нашей эпохи - в проекте сталинской Конституции, который повсеместно обсуждался широкими народными массами (что, кстати сказать, также является ярким показателем советского демократизма).

Пусть попробует какое угодно государство, кроме нашего, хотя бы только пообещать своим гражданам право на труд, право на отдых, право на образование. Ни одно капиталистическое правительство никогда не осмелится даже намекнуть своим народам на что - либо подобное. А у нас эти права завоеваны, осуществлены, и Чрезвычайный VIII съезд советов запишет их в Конституцию.

Социалистическое государство рабочих и крестьян обеспечивает гражданам Советского союза действительные права, действительную свободу, действительную возможность всестороннего развития всех своих способностей и склонностей. Таковы для нашей страны итоги неполных двадцати лет, прошедших со времени написания «Государства и революции».

Каковы же итоги этих лет для стран, где продолжает по-прежнему господствовать капитализм?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Налет

Дальневосточный рассказ