Футбол по-киевски

  • В закладки
  • Вставить в блог

Базилевич и Лобановский. Уровень игры прямо пропорционален количеству квалифицированных тренеров, работающих в футболе. В течение ряда лет не удается найти оптимальный вариант высшей школы тренерского мастерства. Существующая ныне не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Это чувствуем и мы и наши коллеги. Тот уровень, те программы, которые нам предлагаются на семинарах, нуждаются в значительном усовершенствовании. Но конкретных форм этого усовершенствования пока не нашли. Думается, что в ближайшее время этот вопрос нужно будет радикальным образом ставить и решать. Речь идет не просто о тренерских кадрах. У нас существует проблема подготовки тренеров, умеющих работать с юными футболистами. Практически у нас даже нет такой специализации. Готовят просто тренеров, вообще тренеров, на любой возраст. А ведь разделение тут обязательно: тренеры, которые должны работать с детьми, и тренеры, которые должны работать с квалифицированными футболистами. Это же абсолютно разные программы.

Структура советского футбола, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Только тогда, когда клубы получат полную самостоятельность, наш футбол может рассчитывать на подлинный прогресс.

А пока приходится рассчитывать на помощь людей, прозванных с чьей-то легкой руки «меценатами». К сожалению, слово «меценат» приобрело в футболе отрицательное звучание. Мы часто склонны к обобщениям, даем чрезвычайно резкие критические оценки в адрес тех или иных руководителей, которые способствуют прогрессу футбола, вкладывают свою душу в развитие спорта в той или иной области нашей страны. Ведь без усилий таких людей трудно даже просто представить существование многих команд в нашей стране.

Нам нужны меценаты. Меценаты в хорошем смысле слова. Конечно, есть исключения. Есть, к сожалению, люди, которые, прикрываясь делами, направленными якобы на развитие футбола, допускают различного рода нарушения закона. Но нельзя обобщать. В одном случае, безусловно, необходимо пригвоздить нарушителей к позорному столбу. В другом, может быть, даже и поднять в глазах общественности авторитет людей, способствующих развитию футбола. Короче говоря, есть меценаты и есть лжемеценаты. Без одних нынешний футбол немыслим, Другие просто-напросто немыслимы в футболе.

Кое-кто относится к футболу, как к «цирку», «шоу». Но если относиться к футболу профессионально, то слова «цирк» и «шоу» снимаются с повестки дня. То, чем занимаемся сейчас мы, намного серьезнее зрелища как такового. Нашим воспитанникам мы постоянно внушаем, что ни в коем случае нельзя опускаться до превращения игры в «шоу». Только конкретные, четко определенные обязанности, направленные прежде всего на достижение спортивного результата. А красота, зрелищность в этом случае придут сами собой, ведь они и составляют истинную суть футбола.

Необходимо воспитывать и футбольного болельщика. Познание футбола происходит не только во время просмотра игр нашего внутреннего чемпионата. Для того, чтобы познавать, нужно сравнивать. Хочется пожелать Центральному телевидению почаще знакомить наших болельщиков с лучшими представителями европейского и мирового футбола. Чем больше будет информации для наших любителей футбола, тем тоньше они будут понимать те явления, которые происходят в современном спорте.

Хоккейный болельщик, на наш взгляд, более избалован, чем футбольный. Матчи нашей сборной с второразрядными командами, например, показывают полностью. Даже те, которые не представляют никакого спортивного интереса. Следствие элементарной футбольной малограмотности – поток раздраженных, некомпетентных писем в адрес футбольных команд. Жаль, что у нас времени маловато. В принципе мы вынашиваем идею вступить в переписку с товарищами, которые очень серьезно рекомендуют нам делать несерьезные вещи.

А сейчас хотелось бы только напомнить таким корреспондентам известное высказывание: «Футбол как шахматы, с одной только разницей – в шахматы играют все, но немногие разбираются в них, в футбол играют немногие, но понимают абсолютно все».

Были у киевских динамовцев на протяжении прошедшего сезона спады. Были и поражения – непобедимых команд нет. Но надо помнить о другом. В нашем футболе пока одна такая высококлассная команда. Благодаря ее игре на трибуны стало приходить больше болельщиков, почувствовавших «вкус» к хорошему футболу.

Советский футбол выходит на уровень лучших международных стандартов, и это не только наше «домашнее» мнение. Вот лишь несколько высказываний авторитетных специалистов, несклонных к излишним комплиментам:

АРТЕМИО ФРАНКИ, ПРЕЗИДЕНТ УЕФА: «Динамовцы своей хорошо организованной, корректной игрой подтвердили, что не случайно завоевали Кубок кубков. «Динамо» – команда больших возможностей, обладающая подбором игроков экстракласса, сбалансированная во всех звеньях, исповедующая современную тактику».

ДИХМАР КРАМЕР, ТРЕНЕР МЮНХЕНСКОЙ «БАВАРИИ»: «Мы проиграли сильнейшей команде, и я от души желаю «Динамо» дальнейших успехов в международных состязаниях».

МИЛАН МИЛЯНИЧ, ТРЕНЕР КОМАНДЫ «РЕАЛ-МАДРИД»: «В советском футболе было много команд, отличавшихся высоким коллективизмом. У киевлян же он удачно сочетается с великолепным исполнительским мастерством. Я считаю, что «Динамо» – безусловный фаворит розыгрыша Кубка европейских чемпионов».

ХЕЛЬМУТ ШЕН, ТРЕНЕР СБОРНОЙ ФРГ: «Противостоять такой выдающейся команде, какой сейчас является киевское «Динамо», трудно».

ФРАНЦ БЕККЕНБАУЭР, КАПИТАН «БАВАРИИ» И СБОРНОЙ ФРГ: «Мы проиграли достойным футболистам. Бло-хин – лучший форвард Европы, а его команда – лучшая в Европе».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я должен рассмешить!

Семь монологов Геннадия Хазанова, которые он не произносит в концертах