Формула рекорда

М Ромм| опубликовано в номере №328, апрель 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весной на учебном сборе в Сухуми Наркевич, тренер общества «Пищевик», указал Нине на недостатки техники, предложил работать с ней.

Тогда она отказалась. Теперь она решила принять предложение и приехала в Москву.

Наркевич считал, что Нина мало взяла от финского стиля, слишком много - от американского.

Американцы начинают поворот при метании, довольно сильно согнув ноги в коленях. Постепенно выпрямляясь в стремительном повороте, они ведут диск равномерно по восходящей спирали. Финский же стиль требует, чтобы рука с диском перед броском делала волнообразное движение.

Финский стиль, по мнению Наркевича, лучше подходил к высокому росту и длинным рукам Думбадзе.

Началась трудная переделка вкоренившихся навыков. Старое терялось раньше, чем приобреталось новое. И не было уверенности в там, что новое нужно и полезно. Размашистость финского стиля не помогала, а мешала выявить в действии неиспользованный, скрытый запас скорости, который Думбадзе в себе ощущала. Рука раззнакомилась с диском, стремительный поворот заставлял терять равновесие, точный мышечный контроль был потерян.

Результаты не улучшились за июль и август, первенство СССР в начале сентября казалось страшным испытанием. Нина боялась потерять звание чемпиона СССР. Действительность превзошла самые худшие опасения. Увлеченная чрезмерно быстрым поворотом, Нина все три раза выскочила за пределы круга и получила ноль.

После метания она ушла со стадиона в примыкающий к нему парк и пролежала ничком в траве до вечера.

Только поздно ночью, когда все уже спали, вернулась Нина в общежитие.

Много передумала она за эти часы. Спортивная слава обернулась к ней другой своей стороной: впервые поняла она ответственность, налагаемую славой. Ее неудачи были неудачами советской легкой атлетики. Она была лучшей метательницей страны, единственной, имевшей шансы побить мировой рекорд, заставить его перекочевать к нам. Она не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Было ли все дело только в неверно выбранном стиле? Так ли она работала, как надо работать, чтобы побить мировой рекорд?

Не вскружили ли ей голову легкие успехи прошлого сезона?

Неудачи и поражения нужны чемпиону так же, как и победы. Они заставляют осознать железный закон спортивных успехов - необходимость непрерывной, сосредоточенной, упорной работы над собой.

В эту ночь Нина стала на много старше и зрелее.

Прежде всего, надо было успокоиться, найти себя. Нина решила вернуться на родину, в Одессу, вернуться в те условия, в ту обстановку, в которой добилась она первых своих успехов.

На другой день она с трепетом развернула «Красный спорт»: ее щадили, неудача никак не комментировалась.

Но сама она решила себя не щадить. Жирным нулем отметила она в тренировочном дневнике свое поражение.

Вернувшись в Одессу, она тотчас же принялась за тренировку. Она работала осторожно и вдумчиво, проверяя каждое свое движение. Кое в чем Наркевич был прав, но в основном он ошибся. Он исходил из внешнего, из высокого роста и длины рук, и не оценил необычайной быстроты реакций Думбадзе. Самый лучший тренер может ошибиться, тренируя мастера. Тренировать мастера не легче, чем отшлифовывать игру виртуоза - скрипача или пианиста.

Нина вернулась к старому, найденному ею стилю. Уже через 16 дней после провала на первенстве она показала результат в 43 метра 90 сантиметров. Такие же броски она сделала в октябре на первенстве УССР и на слете мастеров в Тбилиси.

18 октября она должна была выступать в Баку. Как пройдет этот день? Сумеет ли она реабилитироваться после неудач сезона и, что важнее, вернуть себе доверие к собственным силам? Она приехала в Баку за три дня до соревнования. Из гостиницы она выходила только на тренировки. Упорно и сосредоточенно собирала она все силы, внимание, волю, искала былую уверенность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены