Формула эффективности

  • В закладки
  • Вставить в блог

А. СОБОЛЕВ. Вы хотите сказать, что раньше, ну, скажем, в годы вашей молодости, к бригадирам предъявляли меньше требований?

А. ВИТКОВСКИЙ. В общем, да. Бригадиром зачастую назначался передовой рабочий, у которого было побольше опыта, чем у других. Тогда просто не было соответствующих условий подготовки руководителей бригад. Теперь они есть. Мы можем готовить людей на эту должность без спешки, тщательно изучая их деловые и человеческие качества. Это почти исключает ошибки в выборе кандидатуры. Я, например, не помню за последние годы случая, чтобы нам пришлось кого-то отстранять от руководства бригадой как не оправдавшего доверия. Хотя работать бригадиру сейчас не в пример сложнее – у него двоякие функции: организация производства и выполнение личной производственной задачи.

А. СОБОЛЕВ. Мы затронули интересную тему, и я, пользуясь случаем, хочу спросить вот о чем. В какой ситуации, на ваш взгляд, лучше всего проверяются бригадирские качества?

А. ВИТКОВСКИЙ. В непредвиденной. В ней отчетливее проявляются и организаторские и человеческие качества руководителя. Вспомните хотя бы тот пресс, что мы должны были поставить КамАЗу осенью прошлого года. Честно говоря, я сомневался в том, что ваша бригада сумеет его собрать с опережением графика на неделю. Именно неделю мы тогда потеряли из-за литейщиков. Хотел даже передать его на сборку бригаде Букатина.

А. СОБОЛЕВ. Я тогда заметил ваши колебания, но нарочно не стал бить себя в грудь, доказывать, что мы справимся. Считал, что если нашей бригаде доверяют полностью, то сборку поручат нам, а если сомневаются в наших возможностях, то убедить в обратном можно только работой, но не словами.

А. ВИТКОВСКИЙ. Что ж, тогда вы еще раз доказали, что молодежи доверять можно и нужно. А как вам удалось закончить сборку так быстро?

А. СОБОЛЕВ. Алексей Петрович, бригада сейчас трудится в счет декабря 1976 года, лично я – в счет 1978 года... Так вот, тогда ничего особенного не происходило. Работая в своем обычном ритме, мы почти выводили пресс в нормальный график. Нужно было еще лишь одно усилие. Договорились с диспетчером о том, чтобы наши заказы на кран, инструмент, дежурных электриков выполнялись вне очереди, четко распределили обязанности между собой, каждому поручались те операции, которые он делает особенно быстро и качественно, отказались от перекуров и вообще от любого вида отдыха. Вот и управились своевременно.

А. ВИТКОВСКИЙ. Стало быть, обошлись без аврала?

А. СОБОЛЕВ. Обошлись. Я вообще считаю авралы пережитком, нервирующим людей и приносящим больше вреда, чем пользы. Любая штурмовщина не что иное, как дефект в управлении производством. Культивируя ее, мы приучаем себя к экономической и организационной недисциплинированности.

А. ВИТКОВСКИЙ. Ну, относительно авралов тут двух мнений быть не может. А вот по поводу внутрибригадной специализации думаю, что превращать ее в систему не следует. Производству нужны универсалы, люди, технически широко образованные. К сожалению, бывают случаи, когда выпускника профессионально-технического училища год, а то и два держат на элементарных, однообразных операциях, боясь поручить ему более сложную работу. Не так давно у меня на приеме был такой паренек, жаловался на мастера. Отлично окончил училище и полтора года... гнет кронштейны. Пришлось вмешиваться. Я спросил того мастера, почему он не поручал парню другой работы. «Молод вроде, – отвечает, – ему восемнадцати нет, разве можно...» Вот ведь какими древними категориями мыслит человек. А у того парня, кстати, прекрасно дело пошло.

Не надо бояться ставить перед молодежью трудные задачи, не надо специализировать талантливых ребят на какой-то одной серии операций, это снижает их творческий потенциал, сужает профессиональный кругозор. Тот, кто прекрасно знает все тонкости сборки одного узла и плохо представляет машину в целом, еще не творец, не создатель в полном смысле слова, а подмастерье. Современному же производству нужны именно творцы, мастера, которые, взяв в руки одну из десяти тысяч деталей, видели бы машину завершенной, готовой к испытаниям.

А. СОБОЛЕВ. Двумя руками за самую разностороннюю техническую эрудицию. На собственном опыте знаю, как много значит в начале рабочей биографии оказаться рядом с человеком, который бы научил тебя мыслить широко, показал специальность «от и до». Таким человеком был для меня мой первый бригадир Алексей Федорович Букатин. Учил как надо и требовал тоже. «Смотри, – говорил, – Толя, как я это делаю, и делай сам, но так, будто ты здесь один». Вот тогда я научился смотреть на свою работу глазом ОТК. Или соберет молодежь и спрашивает, как собрать такой-то узел, если отказал подъемный механизм. Время на ответ – пять минут. Сидят нас пятеро, и каждый выдает свое решение. Почище, чем в КВН, получалось. И полезнее для ума.

Однако я считаю, что при особых обстоятельствах бригадир имеет право расставить людей так, чтобы от каждого была максимальная польза. И если я доверяю тому же Саше Чалых монтировать приводы пресса, а Толе Подсекаеву – шабровку, то должен быть уверен на сто процентов, что они это сделают лучше других и быстрее. Потому что это и есть в конечном итоге эффективность и качество нашей работы. А когда те же обстоятельства позволят нам поменять их местами, то, будьте уверены, мы это сделаем тут же.

А. ВИТКОВСКИЙ. Теперь понятно, почему к вам в бригаду охотно идет молодежь: знают, что не придется полтора года гнуть кронштейны.

А. СОБОЛЕВ. Молодежь вообще идет в сборочный с удовольствием, да и на завод в целом – тоже...

А. ВИТКОВСКИЙ. Как директор я, разумеется, доволен, что текучесть кадров на нашем заводе в два с лишним раза ниже, чем на предприятиях области, даже отрасли. Но как коммуниста, как члена обкома меня беспокоит неблагополучие на других заводах. Ведь текучесть снижает эффективность работы, бьет по карману предприятие и государство, страдает от нее и сама молодежь. И знаем вроде, как бороться с этим злом, боремся как будто одинаково, а все равно с одного предприятия молодые люди уходят, а с другого – нет.

А. СОБОЛЕВ. Встретил я как-то приятеля, учились вместе. Третий завод меняет. Я, конечно, спрашиваю: почему? Он мне: ездить далеко, разряд не повышают. А главное, говорит, скучно. Закончил смену, вышел из проходной – и как отрубленный ломоть, ощущение, будто ты нужен заводу только в качестве рабочей силы. Обидно. Ну, стали разбираться по порядку. Выяснилось, что базы отдыха там нет, спорткомплекса тоже, соревнование запущено. Хотя заработок очень неплохой.

Он меня тоже спрашивает: как, мол, у вас? Рассказываю о том, как организовано соревнование, о спортзале, пансионате... Удивляется, как это мы успеваем ежедневно на доске показателей выставлять результаты работы каждого. Объясняю, что следят за этим сами рабочие и при необходимости поправят нормировщика. В общем, уговорил, пришел он к нам.

А. ВИТКОВСКИЙ. Не удерет?

А. СОБОЛЕВ. Не думаю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Каньон атаки

На тактических учениях – комсомольское подразделение воинов-ракетчиков