Неуловимый Айвазов

Виктор Пушкин| опубликовано в номере №1172, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Автор очерка, писатель, в прошлом известный советский спортсмен, мастер спорта, побывал по заданию редакции в одном из лучших рабочих спортклубов страны – на Невинномысском химкомбинате. Вот что он там увидел.

 

Людской поток, направлявшийся от автобусной остановки к химкомбинату, вел себя как-то странно. Вместо того, чтобы сразу вливаться в проходную, он задерживался на некоторое время перед висящим на стене большим листом бумаги. Я протиснулся к листу и увидел турнирную таблицу, только вместо названия команд там стояли номера цехов или их краткие обозначения. Спросил парня в джинсах, который со смехом ткнул в бок стоявшего рядом с ним крепыша, чему он радуется.

– Так мы ж вот этим куркулям прикурить дали! Они целую неделю звонили, что их команда причешет нашу, а вышло наоборот!

– Это вы о футболе?

– Не только. И по многоборью ГТО мы их обошли, и по велосипеду, и по волейболу. А теперь и по легкой атлетике!

– Ничего, ничего, – мрачно пробурчал крепыш, – у нас еще туриада, баскетбол и кросс впереди...

Я понял, что речь идет о спартакиаде «Здоровье», которая вот уже седьмой год проводится в фабрично-заводских физкультурных коллективах страны. А мне как раз требовалось поговорить об этом, но задерживать ребят было нельзя, и я спросил, где найти председателя их спортклуба. Парень в джинсах ответил, что минуту назад видел, как тот шел в комбинатоуправление, и указал на светло-серое, весело сверкавшее широкими окнами здание. Я поспешил туда.

Секретарь комитета комсомола, уже загорелый русоголовый богатырь сказал, что я взял на себя нелегкую задачу – в дни спартакиады найти председателя спортклуба, но все же посоветовал начать поиски со стадиона «Химик» и объяснил, как до него добраться.

Выйдя на улицу, я кинул взгляд на турнирную таблицу, возле которой все еще толпились люди, и направился к стадиону.

Невинномысск очень походит на приморские курортные города. Много зелени, балконы домов сплошь в цветах. А вот и массивный, с широкими каменными ступенями Дворец культуры химиков, за ним – парк. Пройдя его насквозь по усыпанной свежим песком аллее, я оказался на взгорке и сразу же увидел высокую бетонную трибуну стадиона и две огороженные площадки. Одна, судя по разметке, была приспособлена для игры в волейбол, баскетбол и теннис, а вторая – с какими-то детскими домиками – поначалу вызвала недоумение. Однако, различив три пары квадратов, я понял, что это городошная, а домики – судейские будки.

Дойдя до стадиона, я невольно задержался. Полускрытые деревьями и кустами, в обнесенном сеткой прямоугольнике тренировались акробаты-подростки. Они разбегались по длинной упругой дорожке и непринужденно выполняли кувырки, фляки, сальто. Рядом стоял тренер – невысокий стройный молодой человек в спортивном костюме – и страховал юных спортсменов. Прильнув к сетке, следили за всем происходящим мальчишки с соседних улиц.

Вот по дорожке стремительно разбежалась девочка лет двенадцати. Она легко и изящно выполнила целую серию фляков, затем, сделав сальто, четко приземлилась на прямые ноги и застыла...

Я стал спускаться по покатому тротуару вниз. За акробатической площадкой сквозь деревья и кусты сверкала стремительная Кубань, от которой легко шагал мужчина лет пятидесяти с полотенцем на плече.

– Ну, и как вам наша смена? – кивнув на акробатов, спросил он, сразу же признав во мне приезжего.

– Очень, очень хорошие ребята! – искренне сказал я, – И вообще у вас все здесь здорово: и стадион и площадки.

– Да, с этим делом у нас теперь порядок, – согласился мужчина и кивнул в сторону стадиона. – Более шестнадцати тысяч зрителей вмещает. А Дворец культуры наш видели? Там еще для волейбола и баскетбола прекрасный зал есть, раздевалки, душевые. Шахматный клуб свой имеем, лодочную станцию, спортивно-оздоровительный лагерь в Теберде. А ведь каких-нибудь восемь-девять лет назад ничего этого у нас не было. Да, собственно, и сам-то комбинат тогда только-только мощь набирал. Помню, осаждали ребята дирекцию: мячи нужны, велосипеды, городки, залы для тренировок зимой. А где взять? Выезжали на голом энтузиазме. Рабочие сами площадки строили, инвентарь мастерили. А какой не могли, на свои деньги покупали. Особенно упорными были велосипедисты, штангисты, да вот они! – Он кивнул на акробатов. – Ни на какие трудности внимания не обращали. А где тренировались? В подвалах, в старых складских помещениях. И, заметьте, тем, кто тренировками руководил, ничего ведь не платили!.. Конечно, мы старались, кое-что все же выкраивали: то на десяток велосипедов, то на штангу или гимнастические маты. А там футболисты стали о себе заявлять, волейболисты, легкоатлеты, шахматисты. Состязания у них пошли, начали они с другими коллективами встречаться. Ну, как тут быть? С намятыми боками-то ходить неохота!.. А, главное, конечно, все прекрасно видели, что в тех цехах, где лучше поставлена спортивная работа, производственные показатели выше. Так что спорт комбинату не только в моральном, но и в материальном плане немало пользы приносит. В 1968 году построили мы стадион и сразу почти все вопросы разрешили. Правда, для художественной гимнастики и штанги до сих пор залы снимаем. Но недолго и им терпеть осталось: скоро свой Дворец спорта построим. Мы теперь богатые. Комбинат ежегодно 24 тысячи рублей на спорт отпускает. И, надо сказать, ребята нас не подводят: в городских спартакиадах, например, восемь лет подряд первенствуют, в крае постоянно на призовых местах. Футболисты у нас неплохие: четыре года назад краевой кубок завоевали, потом трижды в финал выходили. Штангисты тоже сил набрались. Валентин Данилович Окопный у них тренер, слесарем на комбинате работал. В секции человек пятьдесят, из них тридцать – разрядники. Четырех местеров спорта подготовил... Не отстают от них и акробаты. Тренер их, Виктор Волошко, кроме того, еще директор нашей детской спортшколы. Более четырехсот мальчиков и девочек во всех секциях занимаются. С утра до вечера работает, хотя и не все часы ему оплатить можем.

Говорит, мол, сейчас иначе нельзя, результатов не добьешься. Вообще-то все тренеры так же рассуждают. С новичками еще можно три раза в неделю заниматься, а уж с разрядниками – каждый день необходимо. А с некоторыми и по два раза...

Мимо нас прошли немолодые, тоже в спортивных костюмах и с полотенцами мужчины.

– Это все из моей предпенсионной команды, – с улыбкой пояснил мой собеседник. – Зарядку вместе делаем, не желаем от молодежи отставать. Да и нельзя: и в цехах, и в столовой, и в профкоме – всюду плакаты о пользе спорта висят! – закончил он и двинулся за своими товарищами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Каньон атаки

На тактических учениях – комсомольское подразделение воинов-ракетчиков