Фабрика молодого энтузиазма

О Ровинский| опубликовано в номере №154, май 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Какая разница между вами и ударниками? - задаю я шутя каверзный вопрос.

- А я, право, не знаю, - простодушно роняет краснощекая ученица из детдома Янина, с удовольствием отрываясь от работы.

- Как же не знаешь, ведь рядом работаешь?

- Да так. Я только четвертый месяц работаю, мне не объяснили.

- Часто рвется нить?

- Не знаю... Часто, кажись...

В цехе больше ста групп, а ударных только четыре. Разъяснительная работа с учениками проводится очень слабо. Ученики не чувствуют ответственности за работу, за машины, не втянуты в ударничество.

Вязальный цех - основной и самый трудный, оборудованный американскими машинами «Скотт Вильямс». Квалифицированный рабочий обслуживает 20 таких машин; ученики то же количество машин обслуживаю по - двое, по - трое.

Подмастерьем здесь Дубняк, комсомолец, еще недавно сам бывший учеником. Он следит за 80 машинами и учит других, как на них работать. Ударных бригад в цехе нет. «Не оправдали надежд, и некому ударять». Ученикам не доверяют. Учеников в цехе 80%.

Недавно цех перевели на две смены, а с нагрузкой не справились. Машины стоят. То частей нет, то потому, что некому следить за машинами. В группе Дубняка 1С человек, и из них только одна старая работница. Брак в первом квартале достигал 18%, вместо предельных 10%.

- Я думаю, - озабоченно говорит Дубняк, - тут виновата администрация. Уж очень часто она перебрасывает рабочих с одного комплекта на другой. Не успевают освоиться и узнать дефекты своей машины.

Встает вопрос о кадрах, о повышении технической грамотности молодежи. Зимой при инженерно - технической секции были организованы курсы по повышению квалификации подмастерьев.

Программа была составлена с расчетом пройти в четыре месяца математику в объеме семилетки. Не знающим четырех действий арифметики подмастерьям предложили решать алгебраические задачи. Курсы, конечно, распались. Сейчас обдумывают новую программу курсов. К осени откроется школа ФЗУ. Только через два года фабрика будет иметь свой кадр квалифицированных рабочих.

У входа в кеттельный цех бичующая табличка:

Слабая производительность! Штопалки - 75% выполнения плана Подрубалки шва - 45% Небрежная работа бортовщиц (косые борты) - 73%. Подтянемся!

Кеттельный цех самый многочисленный на фабрике. На каждой машине по работнику. B цехе происходит процесс: петлевки, подрубки шва, бортовки, вырезки и сортировки чулок. Отсюда полуфабрикат поступает на другую фабрику треста Мострикотаж в Москве, где его красят и формируют. В мае заканчивается монтаж красильного и формировочного цехов. Тогда фабрика будет представлять собой вполне законченный комбинат.

Кеттельный цех только еще разворачивается. Десятки машин бездействуют, завернутые в бумагу. Здесь также недостаток квалифицированной рабочей силы. На 10 учеников приходится один специалист, который их контролирует, инструктирует и проверяет товар. В цехе 11 групп с коллективной оплатой труда. Раньше они назывались ударными, но не выполнили производственной программы. Сейчас подтягиваются.

Подмастерье, комсомолка Данилова, с воодушевлением убеждает:

- Чтобы выполнить промфинплан, на мой взгляд, все смены нужно перевести на общую расчетную книжку. Тогда не будет простоев. А то пока сменщица снимает с машины чулок, а другая после нее заправляет машину, время проходит зря. Но разве их скоро убедишь? - Данилова грустно кивает в сторону девушек. - Они боятся, что их десять копеек кому - то перейдут. Говорю им: «Разве я для себя стараюсь, вам же лучше: выработку увеличите, и заработок повысится». Поговоришь так с ними, согласятся, а потом встреч со мной избегают, - боятся. «Вон идет!» Отработают свое и куда - то бегут, даже на собрания не остаются. Муж, говорят, дома ждет, комната закрыта, а то просто спешат погулять. Некоторых все - таки убеждаешь, после приходят: «Дусь, давай сделаем, как ты говорила».

Дуся - одна из первых работниц на фабрике. Она сама ее строила, фабрика заменила ей родных, дом. Вся ее жизнь, все мысли неразрывно связаны с фабрикой. Для нее она жертвует учебой, здоровьем. Дуся - бывшая пионерка, служила домашней работницей, окончила курсы ЦИТ, малограмотная и, несмотря на это - председатель экправа, член бюро ячейки, выдвинулась и стала первой из девчат. Она нажила себе катар желудка, малокровие от того, что целыми днями не ела, ночи не спала, находясь в работе. Она отказалась от учебы, потому что «работа не ждет».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены