Это называется гимнастикой

В Викторов| опубликовано в номере №339, март 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семилетние малыши работают на кольцах и мастера работают на кольцах. Но для каждого возраста есть свои дозы, свои упражнения.

Еще несколько лет назад были сильны противники спортивной гимнастики для ребят. Существовало мнение, что снарядовая гимнастика пагубно отражается на росте детей. И когда тренер по гимнастике Клавдия Ивановна Воронцова создала первую детскую гимнастическую группу в спортивном обществе «Юный динамовец», раздавалось немало возмущенных голосов. Но Клавдия Ивановна верила в свое дело. Чем, в конце концов, советские ребята хуже тех малышей, которые с семи лет занимались в древнегреческих гимназиях? И она со спокойной совестью продолжала начатое дело. Надо было только хорошо, в деталях продумать систему занятий с детьми. В эту серьезную работу много сил, уменья, опыта вложил один из крупнейших наших тренеров, Борис Николаевич Астафьев.

Создатели советской детской гимнастики убедились, что, занимаясь с детьми, тренеры должны развивать у них не силу, а гибкость. Поменьше силовых упражнений, побольше упражнений на растяжение, того, что называется маховыми движениями.

Теперь уже ясно, что этим спортом можно заниматься не только с тринадцати лет, но даже с трех. Тренер Эрна Эрнестовна Соколовская уже ведет работу с трехлетними малышами.

III

В музыке семь нот, в гимнастике - десять. Весь поток движений на каждом снаряде: будь то кольца, брусья, перекладина или «конь» - можно разделить на десять основных элементов. Сюда входят висы, опоры, размахивания, раскачивания, подъемы и т. д. Сочетание этих «нот» и дает бесконечно разнообразную гамму движений.

Упражнения на снарядах бывают медленными (силовыми) и быстрыми (маховыми). Работа опытного гимнаста - сочетание тех и других движений, сильных, точных и изящных.

В гимнастике есть своя эстетика, свои понятия о красоте, и обучение новичка, прежде всего, основано на том, чтобы привить ему вкус к красивому, точному движению.

Но пройдет время - и ученик станет мастером, который сумеет из отдельных гимнастических «нот» составлять оригинальные композиции.

Очень изменилась гимнастика за последние годы. Если бы старый Ян или воинствующий Тырш, встав из гроба, посмотрели на работу советских гимнастов, они вряд ли нашли бы сходство с тем, что они изобрели свыше ста лет тому назад. Да и современная сокольская гимнастика с ее угловатыми и натянутыми движениями осталась далеко позади. Новый стиль советской гимнастики резко отличается от того, что было создано в последнее столетие в Европе.

Еще два года назад не существовало у нас такого стиля. Московские и ленинградские гимнасты отошли от старой, сокольской школы, тбилисцы все еще держались за нее.

На первенстве страны 1939 года в Киеве, куда съехались лучшие тренеры и мастера, шли горячие споры. Но сейчас разногласий почти нет. Появляется единый стиль советского гимнаста, в котором чудесно сочетаются сила и гибкость, резкость и эластичность. Тут все построено на контрастах плавных и энергичных движений, на мгновенных переходах из одного положения в другое, с большим привлечением пластических, танцевальных и акробатических элементов.

IV

Тренировочный день в разгаре. Кувыркаются семилетние малыши. Работают на кольцах двенадцатилетние ребята. В них уже чувствуется стройная осанка гимнастов. Вот работает на перекладине Тамара Северова. Эта стройная, гибкая и очень живая девочка уже сейчас может выполнять упражнения, рассчитанные на взрослых. Ученицы тренера Клавдии Ивановны Воронцовой Алевтина Волкова, завоевавшая первое место среди девушек на последнем всесоюзном первенстве, Надя Яковлева, Клавдия Роганина, Викторина Иванова, три года тому назад впервые пришедшие в гимнастический зал, тоже смело могут соревноваться с теми, кто старше их на несколько лет.

Происходит любопытный процесс: очень быстро стареют гимнастические программы. То, что еще несколько лет назад считалось нормой мастера, сейчас легко выполняет гимнаст второго разряда.

Уже многие из тех тринадцатилетних ребят, которых когда-то учил тренер Борис Николаевич Астафьев, сейчас овладели высотами гимнастического спорта. Сейчас, например, Борис Николаевич занимается с девятью юношами, учениками старших классов московских школ. Четыре года назад это были долговязые, нескладные мальчики. Посмотрите на них теперь: все они - великолепно сложенные семнадцатилетние атлеты.

Два раза в неделю встречаются эти юноши со своим тренером. Занятия ведутся легко, непринужденно. Иногда вместе с молодежью занимаются и мастера. Астафьев не запрещает своим ученикам выполнять вслед за мастерами самые трудные упражнения. Тренер этого не боится: юные гимнасты прекрасно физически подготовлены.

Полтора часа в гимнастическом зале все ходит ходуном. Семилетние ребята и молодые мастера работают рядом и после занятий в одном строю покидают зал. Когда они проходят мимо, маленькие карапузы и высокие, сильные атлеты, невольно возникает мысль: какими же будут эти малыши через десять лет? Вот такими же, с равными и сильными спинами, широко и непринужденно развернутыми плечами? Нет, конечно же, они будут еще более совершенными. Это - не колдовство, не чудо, это называется иначе - гимнастикой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены