Эпидемия

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1452, ноябрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это действительно похоже на эпидемию.

Разница та, что нам неизвестны конкретный ее источник, место зарождения, причины возникновения, а также полная география распространения. Не удается также предугадать начало и продолжительность новой вспышки.

Эпидемия глупости?

Извините за резкость, но, право же, надоело отвечать на странные звонки и письма.

Время от времени — уже лет двадцать — начинают нам звонить и писать по поводу некоей «игры». Последний звонок был из Свердловска. Юный девичий голосок поинтересовался:

— В каком номере «Смены» были опубликованы условия игры?

В тот же день почта принесла три новых письма с аналогичным вопросом — из города Щучинска Кокчетавской области, поселка Сузун Новосибирской и поселка Бараты Селенгинского района Бурятии.

— Началось, — удрученно вздохнули мы, — география эпидемии расширяется...

Несколько читателей прислали нам полученные невесть от кого условия «игры». «Уважаемый товарищ! (Так вежливо начинаются «условия».) Вам предлагается игра, которая была опубликована в журнале «Смена»...»

Смысл «игры» объясняется так: вы отправляете по конкретному адресу 10 рублей, а через месяц получите от других участников «игры» 2560.

Конечно же, «Смена» никогда не публиковала — и не могла публиковать! — «условий» явного и примитивного мошенничества!

Самое поразительное, что на эту грубую наживку клюют многие! «Обращаемся к вам с вопросом, который волнует несколько тысяч людей, живущих в нашем городе», — говорится в письме из Щучинска. Что же взволновало авторов письма? Скорейшая поимка аферистов? Как бы не так! Взволновали их препятствия, которые вдруг стали чинить игрокам работники правоохранительных органов. «Игра эта захватила буквально всех... а тут, когда в игру включилось столько народу, заработала «машина правосудия», появились две статьи в местной газете, одна другой страшнее…».

Страху на игроков нагнали заведующий юридической консультацией и старший помощник прокурора города, которые дважды выступили в городской газете с разъяснениями по поводу игры-аферы. Думаю, им, как и мне сейчас, неловко было напоминать взрослым людям об элементарном здравом смысле. Даже не зная ни одного из четырех действий арифметики, можно было бы усомниться: с какой это стати две с половиной сотни человек ринутся на почту отправлять мне червонец? А они свой «выигрыш» с кого получат? Говорят, очень трудно объяснить, что ты не верблюд. Данная ситуация столь же труднообъяснима. Неужели анонимное обещание двух тысяч начисто отбивает даже зачатки здравомыслия?

Эпидемия постигла Щучинск весной этого года. К лету она достигла своего апогея, если можно так сказать об эпидемии. Письмо в «Смену» подписано: «Коллектив гормолзавода». Мы и сейчас лучшего мнения о коллективе этого предприятия: видимо, под псевдонимом «коллектив» скрылся один из недовольных прокуратурой. Но то, что «в последнее время стало массовым увлечение игрой с пересылкой по почте десяти рублей», — факт: эту цитату мы взяли из заметки юриста в городской газете.

Юрист разъясняет: товарищи дорогие, вы имеете дело с мошенничеством, которое позволяет обирать абсолютное большинство участников «игры». Конечно, деньги кто-то получает, но лишь за счет одураченных «рядовых» участников. Не помогает...

Дошло до того, что почтовые отделения Щучинска прекратили прием и выплату десятирублевых переводов. Впрочем, боюсь, что и это не подействует: мошенники поднимут ставки до ... рублей — только и всего.

Юристы объяснили через газету, что игроки, согласно статье 182 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях, могут быть подвергнуты штрафу за участие в азартной игре на деньги. В ответ взрыв возмущения: мол, игра добровольная; вон в лотерею выигрывают и машины, и тысячи рублей, и никто не обвиняет счастливцев в нарушении закона. Примитивная логика этого сравнения не поднимается до самого простого: в государственной лотерее, «Спортлото» или «Спорт-прогнозе» участники не обманывают друг друга, а проигранные нами деньги идут в народный доход — не в карманы проходимцев... Эпидемия глупости, полагаем, процветает на почве обычной обывательской жадности. Стоит ли говорить человеку о чести, порядочности, если призрачная надежда урвать куш — хотя бы и обобрав своих сограждан — затмила разум и совесть?

Симптомы эпидемии и методы борьбы с ней везде одинаковы. Вот о чем спрашивают «заболевшие» из Бурятии.

«К нам в поселок Бараты, — пишут они, — пришла игра из Кемеровской области со ссылкой на ваш журнал, номер не указан. Мы продолжили игру, в которую включилось большинство жителей района. Однако через некоторое время узел связи наложил запрет на прием и оплату переводов. Переводы, которые шли со всех сторон, не выдаются по назначению, а пересылаются в районный узел связи. Правильно ли это? Не знаем, правы ли мы, принимая участие в этой игре?»

Под коллективным письмом из Бурятии 19 подписей, однако весьма неразборчивых. Неразборчивость почерка как раз и вселяет в нас надежду, что здравый смысл все-таки не окончательно покинул авторов: наверное, они постеснялись указать свои фамилии, чувствуя, что втягиваются в какую-то некрасивую историю...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Дерзайте, икары!»

Как дела, изобретатель?