Елизавета Ефимовна

Владислав Бахревский| опубликовано в номере №1174, апрель 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Без брака никто не работает. Нет таких прессовщиц, у которых работа на все сто. Брак, он может в таблетке уже сидеть, в порошке.

Стыдно, но пошла Курчижкина узнавать у браковщиков, в чем ее вина Могла бы и не ходить – пошла Оказалось, подогрев таблеток был недостаточно велик.

А на следующий день новая беда, та самая, о которой мастер говорил. Порошок в таблетках оказался некачественным.

Хоть с работы беги.

Елизавета Ефимовна даже лицом потемнела Дома все ниже травы, на цыпочках ходят.

Стала Елизавета Ефимовна работать с оглядкой. Ни самой себе не верит, ни прессу.

Никто, однако, новую работницу не погоняет, никто на нее не покрикивает. Успокоилась. В эти «тихие» дни Елизавета Ефимовна поняла что это такое – секунда.

Понять секунду и быть ее хозяином – не одно и то же. Но это первый шаг к совершенству. Открытие, которому нет цены. Это не что иное, как переход в новое состояние: от бездуховного ремесла к творчеству.

Творчество и пресс?

Прессовщица поднимает пуансон, снимает готовые изделия, продувает воздухом пресс-формы, устанавливает арматуры, загружает материал в пресс-форму и опускает пуансон.

Вот поле деятельности. Если можешь – твори. Но что это такое – добытая мастерством скорость? Что это такое – качество при всей молниеносности операций?

Видеть неуловимое для постороннего взгляда изменение цвета подогреваемых таблеток. Чувствовать вес, температуру, время. Чувствовать ритм, ускорять его и уметь отыскать мгновение и расслабиться, отвлечься.

Это дано не каждому. Это гармония работы. Гармония работы и есть творчество.

В механически рожденном предмете живет душа рабочего. Одинаковые на вид детали и детальки имеют свою судьбу, и они по-своему надежны, у них свое долгожительство, свой норов, упрямство и податливость.

Елизавета Ефимовна Курчижкина родилась с талантом рабочего. Это тот самый талант, который дан тебе, который можно развить, но и погубить тоже можно. Не только отец и мать, но и все три сестры Елизаветы Ефимовны всегда были в передовиках. Младшая, отцовская любимица, тоже вышла в передовые.

VII

Глаза скучные, раздражительна, молчалива.

– Ты что все свой палец разглядываешь? – посмеялся однажды Иван Ермолаевич.

– Видишь, какой черный!

– Ничего, я тебя и с черным пальцем люблю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены