Экономика – самая интересная политика

опубликовано в номере №1238, декабрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом районе построены крупнейшие Братская и Усть-Илимская гидростанции, железные и автомобильные дороги, мощный лесопромышленный комплекс и алюминиевый завод, действует крупный горно-обогатительный комбинат на базе Коршуновского железорудного месторождения, с участием стран – членов СЭВ ведется строительство Усть-Илимского целлюлозного завода, которое должно завершиться в нынешней пятилетке.

Так что, хотя в процессе создания ТПК случались определенные диспропорции в развитии отдельных отраслей – что-то опережало, что-то отставало, – в конечном итоге, когда основные объекты были завершены, страна обрела высокоэффективный промышленный потенциал, масштабы и значение которого для народного хозяйства страны трудно переоценить.

Что же касается «переориентации» ТПК, то сама постановка такого вопроса не совсем правомерна. Территориально-производственный комплекс – столь значительное образование и столь существенное для народного хозяйства страны, что все связанные с ним расчеты ведутся глубоко и всесторонне, с учетом отдаленной перспективы его деятельности и взаимосвязи с другими уже ^существующими или только планируемыми ТПК. Учитывается и возможность новых геологических открытий в этом районе.

Например, чтобы создать Братский комплекс, нужно было ежегодно осваивать по нескольку сот миллионов рублей капвложений. Это заметная величина в госбюджете. Сейчас его собственный вклад в народное хозяйство тоже довольно весом, и вырабатываемую здесь электроэнергию, алюминий, лесо-продукцию, руду, целлюлозу нельзя уже сбросить со счетов. Так что менять по ходу дела «специализацию» ТПК невозможно.

И все-таки территориально-производственный комплекс – живой организм, а не что-то раз и навсегда заданное, закостеневшее. И, естественно, новые геологические открытия могут внести свои коррективы в его структуру. Но эти изменения не будут противоречить первоначальным планам и схемам – напротив, увеличение числа отраслей, объединяемых ТПК, сделает последний более многогранным и эффективным.

В ближайшие годы мы приступим к формированию Верхне-Ленского комплекса, который, согласно предварительным планам, будет иметь лесоперерабатывающее направление. Но в этом районе уже найдены крупные месторождения каменной соли, и геологи к тому же обещают открытие нефти и газа в Восточной Сибири. Если их прогнозы подтвердятся, у будущего ТПК резко изменится профиль: главными отраслями станут нефте- и лесохимия, тут вырастет мощное производство пластмасс. Запасы нефти и газа, несомненно, повлияют и на уже сложившееся в Приангарье производство, резко повысив его эффективность.

– В начале нашей беседы вы. Лилия Иосифовна, обратили внимание на новый этап в формировании ТПК – создание целых систем комплексов. Не могли бы вы на конкретном примере показать, как это происходит? Как усилия прежних лет начинают реализовываться в делах сегодняшних, как разрозненные поначалу производства объединяются в единое целое, как вырастают прочные связи с соседними комплексами?

– Пожалуй, лучше всего это прослеживается на примере Саянского ТПК. В отличие от других комплексов формирующим началом для него стали не уникальные месторождения каких-то полезных ископаемых и даже не дешевая электроэнергия самой мощной в мире Саяно-Шушенской ГЭС, хотя ток последней, конечно же, явится надежной энергетической базой для строящихся здесь предприятий. Главная причина формирования ТПК – чрезвычайно удобное положение этого района. Горы загораживают юг Красноярского края, Минусинскую котловину, от холодных северных ветров, и достаточно мягкий климат позволяет вести интенсивное сельское хозяйство, выращивать даже бахчевые культуры и лучшие в Сибири помидоры, развивать пчеловодство. Не удивительно, что в этом благодатном крае высокая – по сибирским меркам – концентрация населения и положительное сальдо миграции.

Далее, под Минусинском была найдена уникальная площадка, на которой можно «посадить» двенадцать современных заводов электротехнической промышленности – они будут производить практически все, что так или иначе связано с электрической техникой: от штепсельной розетки до гигантских электрических машин – и крупный, тысяч на 200 жителей, город, который вырастет рядом.

Но это не все. Место, выбранное для ТПК, уникально и по другим причинам. Электротехническое производство нуждается в цветных металлах. Красноярский край – их главный производитель. Система Ангаро-Енисейских комплексов и Канско-Ачинский угольный бассейн, которые все развиваются, требуют с каждым годом все больше и больше электротехнических изделий. Значит, у продукции будущих заводов – потребитель рядом. Тут уже достаточно развитая транспортная сеть: железные и автомобильные дороги, в том числе Абакан – Тайшет, построенная комсомольцами. Есть еще одно немаловажное обстоятельство: в Красноярском крае очень мощные и опытные строительные организации. Если комплекс разместить в другом месте, где нет соответствующей стройиндустрии, то года четыре ушло бы только на ее создание.

Всего Саянский ТПК объединит более ста промышленных предприятий: кроме названных двенадцати заводов под Минусинском, он включит в себя Абаканский вагоностроительный завод, крупнейший алюминиевый завод, завод стального литья, предприятия по переработке цветных металлов, заводы машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Некоторые из них уже действуют, дают продукцию, другие строятся, третьи только проектируются. И что интересно – заводы, дороги, стройбаза, которые были построены здесь ранее, не только очень органично легли в общую структуру формирующегося комплекса, но даже во многом предопределили его рождение.

— Значит, можно предсказать, что строящиеся железнодорожные магистрали. БАМ, например, или Сургут – Уренгой, дадут толчок к формированию новых ТПК?

— Конечно. Так, освоение зоны БАМа стало крупнейшей региональной народнохозяйственной программой. Речь идет о создании в перспективе нового индустриального пояса на территории нашей страны, подобного тому, какой сейчас

идет вдоль Транссибирской магистрали. Здесь вырастет ряд крупных ТПК и промышленных узлов, каждый из которых будет базироваться на природных ресурсах своего района: Верхне-Ленский, Северо-Байкальский, Удокан-ский, Южно-Якутский, Тындинский.

Осуществление этой грандиозной программы потребует колоссальных капитальных вложений, которые во много раз превысят стоимость строительства самой магистрали, но полученный эффект превысит затраты. Кстати, на примере зарождающихся вдоль Байкало-Амурской магистрали ТПК наглядными становятся преимущества системного подхода к их формированию. Как мы говорили, отличительной чертой Ангаро-Енисейских комплексов является исключительное богатство энергетически-. ми ресурсами и, как следствие, развитие здесь энергоемких производств, в частности, алюминиевого. Облегченные алюминиевые конструкции найдут широкое применение при строительстве в зоне БАМа. Быстро и эффективно осваивать этот отдаленный, малозаселенный и суровый край можно, только применяя прогрессивные методы, современную технологию, высокопроизводительные машины и механизмы. Облегченные конструкции, панели, машины в северном исполнении, которые придут сюда с предприятий Восточной Сибири, помогут решить эту задачу. А в будущем уже сам БАМ станет помогать нам при освоении ресурсов близлежащих районов.

Железная дорога Сургут – Уренгой пока что рассматривается как необходимое условие ускоренного освоения северных нефтегазоносных месторождений Тюменской области. Однако логично предположить, что эту магистраль следует продолжить далее – на северо-восток, к Енисею, с дальнейшим выходом к Норильску. Для этого есть строительная база и сложившийся опытный коллектив путейцев-строителей. Эта дорога даст возможность рассмотреть новые варианты переработки и использования норильских медно-никелевых руд. Возможно, будет выгодно создать базу цветной металлургии в Западной Сибири, в избытке обеспеченной эффективными энергоресурсами. Включение новой отрасли в Западно-Сибирский ТПК сделает структуру последнего более многоплановой и совершенной.

Но это только предположение, одно из возможных решений. Окончательное же может быть принято лишь после тщательного рассмотрения всех вариантов строительства дороги на Таймыр и размещения предприятий цветной металлургии.

— Подсчеты и еще раз подсчеты. Как в поговорке: семь раз отмерь – один отрежь.

— В таком сложном деле, как формирование ТПК, можно просчитать и сто вариантов, лишь бы избранный оказался самым рациональным и эффективным. И в этом деле мы добились определенных успехов. Советские методы освоения природных ресурсов в мало освоенных районах все больше привлекают внимание государств, которые решают ту же проблему.

Пять лет назад по инициативе Советского Союза и США был создан международный институт прикладного системного анализа (МИПСА) со штаб-квартирой в предместье Вены. На одной из конференций МИПСА был рассмотрен наш опыт создания Братско-Усть-Илимского ТПК. С докладами на эту тему выступили видные советские ученые, государственные деятели, хозяйственные руководители. После этого большая группа иностранных ученых-экономистов, представителей деловых кругов побывала в Сибири, в частности, в Братске. Общий вывод: Братско-Усть-Илимский ТПК – безусловно, огромное достижение, опыт которого можно с успехом использовать и в других странах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте  о жизни и творчестве  писателя Мамина-Сибиряка,  о широко популярном явлении с Москве прошлых лет – «ярмарке невест»,  о простой русской девушке, вышедшей замуж за принца Сиама,  о союзе, который называли «браком века» Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона, о героической судьбе легендарной советской летчицы Валентины Гризодубовой, о возможном прототипе Робинзона Крузо,  кончание детектива Анны и Сергея Литвиновых «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать…» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Метаморфическая поэзия музыки

Портрет музыканта Козлова, сделанный не без его помощи