Джанни Моранди: «Мои песни нужны людям»

  • В закладки
  • Вставить в блог

Любил петь... –

пел Джанни Моранди на главной площади Рима – Пьяцца дель Попполо. И в центре древней и вечно молодой столицы словно проснулся вулкан. И взметнул в зимнее потемневшее небо Италии сотни голубей.

Джанни Моранди повторит ее на «бис» в переполненном зале Дворца спорта советской столицы в апреле, в мае – уже в Милане, на самой большой площади города – Пьяцца дель Дуома, перед знаменитым собором Ла Скала, на концерте в пользу Итальянского фонда мира. Словно продолжая Марш народов, вставших на защиту мира.

– Спасибо. Я всех вас люблю! «Мир, любовь, дружба!» – говорит по-русски Моранди со сцены Дворца спорта, отбрасывая падающую на лоб челку. Алый галстук на его груди – словно язык пламени, правая рука крепко сжата в интернациональном салюте...

Джанни Моранди родился в маленьком итальянском городишке близ Болоньи в семье сапожника в год, когда кончилась вторая мировая война. «В нашей семье любили петь народные песни, – рассказывает Джанни. – Когда я подрос, отец посылал меня петь на местных праздниках. Там и кормили и давали денег. В 13 лет начал «гастролировать» по области Эмилья-Романья со «своим» оркестриком, зарабатывая деньги для семьи».

– И что привело вас на большую эстраду, Джанни?

– Меня «открыл» поэт Франко Мильяччи. Именно с песней на его слова «Я ехал со скоростью 100 километров в час» состоялся мой дебют. В 1961 году вышла моя первая пластинка, где была эта песня и еще «Гоу-карт твист». То было время мифов, и я был одним из них – «простым итальянским парнем с гитарой».

– Что же произошло шесть лет назад?

– Видите ли, когда в 60-е годы я пел «Глаза девушки», «На коленях перед тобой». «Игрушка», это всех устраивало. И продюсеров, и импресарио. и слушателей. Только давайте оговоримся: каких слушателей? Тех, кто брал за образец чужеземные шлягеры, преимущественно американские, поклонялся в первую очередь им, а от итальянских исполнителей требовал абсолютного копирования. Но не надо забывать, что у нас, итальянцев, есть все основания гордиться своей, национальной песенной традицией. Я был уверен, что эта традиция жизнеспособна. Требовалось кое-кому доказать прописные истины. Но меня, «деревенского пария», разве послушали бы? Пришлось на время оставить сцену, забыть дорогу в студию грамзаписи и поступить в Римскую музыкальную академию Сайта Чечилия. Когда начинал учиться, дал себе слово вернуться на сцену, ибо без нее уже не мог. И вот «парень с гитарой» перед вами.

А хочу быть «классическим» певцом эстрады, неподвластным моде и вкусам. Я стремлюсь отойти от чуждых итальянской народной песне шлягеров. Сейчас вместе с поэтом Джудио Моголом, который пишет слова к моим песням, я работаю над созданием репертуара «классического певца», которого ни с кем не перепутаешь и который действительно нужен людям.

Джанни Моранди относится к песне не только как к развлекательному жанру. В ней он видит действенное средство политической борьбы. В его маленьких рассказах под гитару – радость, печаль и надежды простых итальянцев. Они словно калейдоскоп, картинки повседневной жизни с ее радостями и заботами, проблемами и противоречиями. «Если после моего концерта люди узнают нечто новое об Италии и итальянцах, значит, сделан еще один шаг по пути достижения взаимопонимания между народами», – считает певец. Тысячу раз он прав, когда утверждает, что человек, поющий о любви и дружбе, никогда не возьмет в руки оружие и не пойдет убивать.

Моранди мог бы еще рассказать, как травила его пресса за то, что он «связался с коммунистами». После того, как в 60-е годы в репертуаре певца появилась песня «Мир переменится», его прозвали «мафиозо» и «коммунист-миллионер» . Импресарио старался до минимума свести контакты своего подопечного с желавшими написать правду о нем журналистами. Но интервью, где Моранди недоумевал, «почему у нас, в Италии, люди так беспечно относятся к своим политическим обязанностям?», появлялись. И тогда его, что называется, «спрятали за высокой стеной» в доме на фешенебельной Виа Номентана под Римом.

– Однажды, кажется, в 1971 году, должны были состояться мои концерты в театре Вигорелли. Наверное, организаторы решили подстраховаться, но скорее они решили одним выстрелом убить двух зайцев: «совместили» меня с группой «Лед Зеппелин», суперзвездами «тяжелого рока», – вспоминает Моранди. – Это был драматический вечер. Выйдя на сцену, я почувствовал безумство зала, оглушенного роком. Какое дело было этим юнцам до своего соотечественника, поющего на родном итальянском. Я именно тогда понял: надо бежать...

Он не бросил сцену именно тогда, хотя мог это сделать немедленно. «Не хотел огорчать своих родителей, которые научили меня петь, вывели в люди и мечтали о славе своего сына», – признавался Джанни. Ушел в театр, начал сниматься в кино у Пьетро Джерми, .всерьез увлекся бельканто, музыкой Мусоргского, Вивальди, Россини. Словом, всем тем, что впоследствии сослужило добрую славу при поступлении в консерваторию и во время учебы в ней.

Мы напомнили Джанни Моранди о его первом приезде в Советский Союз в 1965 году. Не забыл ли он то выступление на эстраде Зеленого театра Парка культуры и отдыха имени Горького?

– Памятный день не только для меня, но и для всех моих товарищей – участников популярного у нас песенного фестиваля «Кантаджиро». Тогда мы дали всего один концерт перед москвичами, и они очень тепло нас принимали, очень. Если говорить честно, идея приехать в вашу страну с большими гастролями зародилась у меня именно тогда. И разве мог я мечтать, что почти двадцать лет спустя это станет возможным! Кажется, из всех наград и отличий как самую ценную я буду хранить Золотую медаль Советского фонда мира, врученную мне космонавтом Владимиром Аксеновым после концерта Мира в Лужниках.

Недавно из Италии пришло сообщение о выступлении певца на концерте в Праге во время Всемирной ассамблеи «За мир и жизнь, против ядерной войны». Его сильный голос вновь под-. хватили тысячи людей. Потом мы позвонили в Рим, пытаясь застать Джанни дома. Удалось только однажды, поздним вечером. «Москва? О, моя любовь меня не забывает! – раздался знакомый голос. – Сегодня один день отдыхаю, послезавтра снова выступления... Перед каждым своим концертом я рассказываю всем о своем путешествии в Советский Союз. Приеду к вам еще? Конечно! Это будет совсем скоро!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Подростки в городе

Об этом говорилось на пленуме ЦК КПСС

Знамя века

К 80-летию II съезда РСДРП