Две жизни старого дома

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1195, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возможно, случайное стечение обстоятельств положило начало репинскому шедевру, но ведь атмосфера отечественной старины, особое чувство истории, всегда свойственное этому дому, не были случайностью, и, возможно, где-нибудь в другом месте и не познакомился бы Репин с документом, разбудившим его фантазию...

Был и другой день в абрамцевском доме, наполненный солнцем, прозрачным светом желтеющих листьев и послеполуденной свежестью, когда вбежала в гостиную раскрасневшаяся двенадцатилетняя Веруша Мамонтова. С милой детской непосредственностью она уселась на край стула и схватила с белой хрустящей скатерти такой же румяный, как ее щеки, персик. Нельзя было не залюбоваться ею, и все любовались. Был здесь и двадцатидвухлетний Валентин Серов. Как и все, он с обожанием смотрел на Верушу, но видел больше, чем другие: «Розовое и золотое. Розовая блузка, розовые персики, золотые листья, золотая стена и объединяющие все это лицо и волосы. в которых сливаются оба тона и удивительно тонко переходят один в другой...»

Здесь, в этой гостиной абрамцевского дома, писал Серов одно из самых светлых и поэтичных произведений русской живописи...

-Однажды Серов – самый «свой» в этом доме – приехал из Москвы не один. Невысокий, изящный белокурый молодой человек, вошедший с ним в гостиную, был Михаил Врубель.

К тому времени ходила за ним слава неудачника, одержимого странными идеями. Жил он впроголодь, был почти нищ и доходил до полного отчаяния. берясь за унизительную работу вроде «иллюминирования фотографий». Его живопись опередила время, понять художника мог в ту пору только такой тонкий ее ценитель, как Мамонтов. Радушие, с которым приняли Врубеля в этом доме, ему было внове, а абрамцевская земля оказалась, как мы знаем теперь, землей обетованной для его искусства.

Здесь он начал всерьез работать над «Демоном», о котором мечтал всю жизнь. Здесь начался Врубель – блестящий, самобытный и непревзойденный керамист. Отсюда писал он сестре: «Я в Абрамцеве! И опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте...»

Не эту ли интимную русскую нотку услышали и обрели в Абрамцеве наши художники, которым пришелся по сердцу старый дом в Подмосковье? И не она ли влекла сюда многих славных творцов русской культуры за долгую его жизнь?!.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены