Две недели в Тунисе

М Андреев| опубликовано в номере №708, ноябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы бывали в домах интеллигентов, крестьян, торговцев, но везде сталкивались с одинаково возмутительными для нашего сознания фактами. Так, например, никакой уважающий себя тунисец не разрешит женщине войти в комнату, где беседуют мужчины, не посадит ее за один стол со своими гостями. Для тунисской женщины существует еще очень много запретов, которые не отменить никаким законом, ибо они бытуют как пережиток уходящей жизни.

... Дорога вела нас на юг, в Кайруан - древнюю столицу когда - то сильного арабского государства. За окном автомобиля мелькали автоматические бензоколонки, станции обслуживания и придорожные кафе с вывеской «Кафе дес колоно («Кафе для колонистов»). Мы знали, что в этих кафе нас как иностранных туристов встретят вежливо и немедленно обслужат, но наших друзей - тунисцев не пустят даже на порог. Поэтому, когда тунисские товарищи спрашивали, хотим ли мы пить, мы, облизывая языком пересохшие губы, отрицательно качали головами. Остановку решили сделать у кого - либо из местных землевладельцев. Машина свернула на плантацию. Хозяином оказался студент тунисской высшей школы Алми Ахмед. Его владения занимают площадь в шестьдесят гектаров и состоят из оливковой рощи в шестьсот деревьев, пшеничного поля, животноводческой фермы и фруктового сада. Но основной доход дает оливковая плантация. С каждого дерева в конце октября снимают 300 - 350 килограммов плодов. Получаемое из них оливковое масло по своему качеству превосходит лучшие итальянские и испанские сорта. Алми Ахмед охотно познакомил нас не только со своим хозяйством, но рассказал и о ряде жизненных проблем, которые волнуют тунисских землевладельцев.

В глубокой древности этот край называли «амбаром Рима». Сейчас о нем часто говорят как о «тунисской Калифорнии» или фруктовом рае. Климатические условия здесь прекрасны и почва плодородна. Однако большая часть земли принадлежит французским колонистам, с которых тунисское правительство берет только 20 франков арендной платы за гектар в год. Это в два раза меньше, чем стоит стакан фруктовой воды! Такое положение дел вполне устраивает французских помещиков.

В руках иностранных арендаторов находится два миллиона гектаров лучшей земли. В крупнейшей зерновой области Бежи из пятидесяти крупных землевладельцев, имеющих до шести тысяч гектаров земли, только пять - местные жители, остальные - французы. Естественно, что политику в сельскохозяйственном производстве определяют пока иностранцы. Пытаясь изменить это положение, тунисцы начали создавать кооперативные хозяйства. Алми Ахмед - член одного из таких кооперативов.

Кооперация в сельском хозяйстве Туниса предполагает коллективную собственность на сельскохозяйственный инвентарь, мастерские. Кооператив, в котором состоят наш гостеприимный хозяин Алми Ахмед и полторы тысячи других землевладельцев, создал общий фонд, приобрел машины, которые не под силу было купить одному хозяину. Это позволило провести ряд агротехнических мероприятий и снизить себестоимость продуктов сельского хозяйства.

Второй путь укрепления отечественного сельскохозяйственного производства - освоение целинных степных земель. Эти земли мы увидели. когда побережье осталось далеко позади. Насколько хватал глаз, с обеих сторон шоссе лежали безлюдная, выжженная солнцем степь и солончаковые озера. Для освоения этих земель прежде всего необходима вода. Ее тунисцы упорно ищут, однако из - за отсутствия необходимых денежных и технических средств размах работ пока ограничен.

... Кайруан - город мечетей и марабу (молитвенных сооружений над могилами святых) - стоит на самой границе тунисских степей и песков Сахары. Его пышный расцвет относится к VII и VIII векам. За минувшее тысячелетие в городе внешне почти ничего не изменилось. Улицы здесь настолько узкие, что два пешехода еле могут разойтись. Глухие, высокие стены, в которых кое - где видны маленькие калитки. Окна домов выходят во двор.

Кайруан строился из остатков древнего Карфагена. Только в Большой мечети насчитывается около восьмисот мраморных колонн, составлявших ранее красу и гордость карфагенских храмов. Облицовка стен, мраморные плиты и многое другое было перевезено сюда.

Некоторые кайруанские сооружения удивляют своими размерами. Например, крупнейшее искусственное водохранилище древности, бассейн Аглобитов, трудно даже назвать бассейном. Это - озеро в каменной чаше, созданной руками арабских мастеров. Тут же можно увидеть самую большую в мире мечеть, построенную в 615 году и вмещающую одновременно всех жителей города.

... Каждый из дней, проведенных нами в Тунисе, приносил новые впечатления, новые встречи. Люди, с которыми мы знакомились, конечно, не походили друг на друга, но всех их роднила вера в то, что их страна прочно встанет на самостоятельный путь развития. Где бы мы ни были: в студенческой столовой в Медине или в гостях у тунисского рабочего, в народной больнице в Бежи пли на встрече с местными инженерами, - всюду и везде чувствовалось дуновение новой жизни, новых настроений, новых перспектив.

Конечно, новое можно строить по - разному. И точки зрения на перспективы развития Туниса у каждого класса разные. Одних удовлетворяет политика буржуазно - националистического правительства Бургибы, других - нет. Одни хотят остановиться, другие - идти дальше. Передовая интеллигенция поговаривает о необходимости постепенного перевоспитания капиталистов, о подготовке почвы для мирного осуществления новых социальных реформ. Среди докеров Туниса, Суса и Сфакса можно иногда услыхать другие речи. Каждый оценивает обстановку в стране по - своему.

За несколько дней до отъезда мы познакомились с известным арабским художником Монжи Черифом. Его имя хорошо знакомо любителям искусства: он один из основателей школы объемной живописи. Художник уделил нам много времени, показал свои новые работы, познакомил с учениками. Прощаясь, Монжи Чериф сказал:

- Многие тунисцы интересуются тем, что происходит в Советском Союзе, Китае, странах народной демократии. Мы хотим это понять: может быть, найдем что - нибудь полезное и для себя. Нас прежде всего интересуют темпы. Нам надо сделать скачок в своем развитии. О вашем отношении к народам Северной Африки мы судим по позиции СССР в египетском вопросе. Среди широкой общественности Туниса все более утверждается мнение о том, что настало время установить дипломатические, культурные и экономические отношения с Советским Союзом...

Эту мысль мы слышали от разных людей. На студенческом конгрессе был поставлен вопрос о направлении тунисской молодежи на учебу в СССР, Китай и Чехословакию. В торговых кругах все более настойчиво поговаривают о целесообразности торговли с Советским Союзом. В среде технической интеллигенции и предпринимателей обсуждается вопрос о выгодности советских кредитов.

... Тунис мы покинули ранним утром. Под крылом самолета проплыли оливковые плантации, рощи пробкового дуба, дома и площади гостеприимного города, целиком ставшего теперь, по словам одного араба - старика, Мединой, то есть арабским и для арабов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены