Дорога Нодара Думбадзе

Юрий Мосешвили| опубликовано в номере №937, июнь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я видел, что Нодара здесь любят уже не потому, что родом он отсюда, что он Думбадзе, а их — Думбадзе — здесь полдеревни. Здесь платят сторицей — за дружбу дружбой, любовью за любовь, с которой он рассказал людям о людях, и ни о ком-то в отдельности, а о деревне, о Гурии, о Грузии, о целом мире.

Из Гурии мы уезжали поздно вечером. А перед отъездом уже в сумерках, прямо на лужайке, на фоне посиневших холмов пионеры разыгрывали в лицах отрывки из повести о своей родине — «Я вижу солнце». Длиннющий мальчуган, стараясь казаться еще выше, задирал нос в небо и нараспев, как белые стихи, декламировал прозу.

Удача, какая она?..

Недавно Думбадзе спросили, почему он забросил стихи.

— Скоро выйдет мой последний сборник, и вы сами поймете, — отшутился Нодар.

Но даже в этой шутке чувствуется позиция автора, умеющего на себя взглянуть со стороны.

— В войну знойным летом мы мотыжили кукурузу, — рассказывает Нодар. — В ритм движениям я пытался рифмовать. Стихи, если можно так назвать первый опус, были почему-то о Париже. Эпизод детских лет не грех вспомнить тогда, когда берешься за работу, — продолжает Думбадзе. — Нельзя написать даже посредственное произведение о том, чего не знаешь, не пережил. Пусть даже ты вооружен блестящей техникой. Пора великих выдумщиков в литературе давно приказала долго жить. Разумеется, я имею в виду жанр социально-бытового романа, рассказа, повести.

Слушая Нодара, листая журналы и газеты с отзывами и рецензиями на его произведения, я убеждаюсь в мысли, что у молодого писателя, конечно, счастливая судьба.

Судите сами. Изучив экономику сельского хозяйства в Тбилисском государственном университете, Нодар остается работать на кафедре. Но начинающий писатель с дипломом экономиста приходит в молодежный журнал «Цискари» и садится за литправку. Потом «Нианги», где он и работает но сей день. Нодар оказался из тех солдат, которые не только мечтают быть генералами, но и добиваются осуществления мечты. Хотя, если спросить Нодара Думбадзе, редакторское кресло — тяжелое кресло.

Когда Нодар и режиссер Гига Лордкипанидзе задумали сделать инсценировку одной, а затем другой повести, мало кто предполагал, во что это выльется. Л вылилось вот во что: впервые за свою историю MXAT обратился к грузинской драматургии постановкой пьесы «Я вижу солнце».

Большой драматический театр Ленинграда поставил спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион». Специалисты, освещая гастроли театра в Москве, подчеркивали, что пьеса Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе «стала лицом театра», заняв достойное место в репертуаре.

В Москве гастролировал и Тбилисский театр имени Марджанишвили, показавший обе постановки.

Кинорежиссеры Тенгиз Абуладзе и Лана Гогоберидзе сняли по повестям Нодара два превосходных фильма.

Недавно грузинский журнал «Мнатоби» закончил публикацию новой работы молодого автора. Повесть «Солнце в ночи» — тоже о пережитом им самим. Герой — наш современник, парень, студент. Манера изложения, как и в предыдущих двух книгах, повествовательная. Но в неприхотливом рассказе об обыкновенном студенте с обыкновенной судьбой — мечтает, грешит стихами, коротает ночи перед сессиями, влюбляется — неожиданно появляются черты обобщения, и повествование сразу выходит за рамки одной судьбы, когда автор выстраивает его на фоне общественно-политических событий, формировавших у целых поколений отношение к жизни. Исподволь связывает автор личную судьбу героя с происходящим в стране.

Даже в кругу доброжелателей Нодара Думбадзе можно иногда услышать: «Ты опять о своем, а что дальше?» Однако опасения, что творческая копилка Нодара Думбадзе иссякнет, мне кажется, лишены оснований. А афоризм — «Каждая жизнь — роман; только надо уметь его написать» — будто специально сказан для Нодара. Он умеет, он пишет.

Нет автора, которому не хотелось бы задать герою своего произведения вопрос: «Ну как? Нравится?» Нодару Думбадзе повезло. Илико и Илларион сказали: «Очень!»

Я, тоже вроде бы автор, понес своему герою показывать эти заметки.

Он читал, сидя под тем же изображением крокодила с вилами.

— Напиши, — попросил меня Нодар, — что я много думаю о том, как сыграет в этом сезоне наше «Динамо». Представь, вдруг все в команде заиграют, как Месхи и Метревели. Ужас. Мы окажемся на последнем месте.

— ?!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены