Дом на углу

Б Дубах| опубликовано в номере №329-330, май 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще один характерный штрих: школа основательно прививала нам хозяйское, а не потребительское отношение к государству, ко всем плодам народного труда. Я помню, например, что за деньгами для всяких общественных дел мы обращались исключительно редко, старались все сделать своими руками. Нам бы даже показалось оскорбительным, если бы, скажем, для оформления к празднику здания школы и демонстрации был приглашен за плату художник со стороны. Если в школе ставился спектакль, то, как правило, и костюмы и декорации мы делали сами. И это не от бедности, а потому, что иначе мы себе и представить не могли.

Быть в жизни не потребителями, а творцами, не скользить по поверхности явлений, а допытываться до их сути, ставить общественное выше личного, правдиво думать и правдиво говорить - вот к чему приучала нас школа. И это, естественно, подготавливало нас к восприятию марксистско - ленинского мировоззрения, основы которого давали знания, получаемые нами в школе. Ведь это мировоззрение есть не что иное, как подлинная правда о мире, о жизни, правда о том, как можно я нужно изменять мир, жизнь. «Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений», - писал Энгельс, а Ленин говорил, что учение Маркса всесильно потому, что оно верно.

Мы в школе учились наукам, учились жизни. Не только готовились к выходу в жизнь, но и жили.

Вот почему, когда вновь попадаешь в это здание и встречаешься с людьми, с которыми вместе жил, действовал, чувствуешь большую благодарность и к Ивану Кузьмичу, и к учителям, и к сверстникам своим: мы, как камни в море, шлифовали друг друга.

И вместе с радостью опять, как когда - то после каникул, рождается чувство ответственности. Проверяешь себя: есть ли чем похвалиться?

... Мы рассаживаемся, наконец, в зале. Незнакомый мне парень из последнего выпуска открывает собрание. Но я знаю: это прошлогодний председатель учкома.

Традиция сложилась так: из года в год в здании школы различными выпусками устраивались встречи бывших одноклассников. Была брошена мысль - собираться всем, кто когда - либо кончил школу, вместе, в один день. Выбор пал на 29 ноября. Тут же было решено: никаких письменных приглашений, напоминать друг другу устно.

Организация вечера лежит на последнем выпуске школы. Председатель учкома этого выпуска открывает собрание и в конце вступительной речи передает свои полномочия десятиклассникам, которые должны организовать вечер в следующем году.

Зал набит битком. Иван Кузьмич кратко сообщает о том, что сделано школой за год, что «мы натворили за год», как он говорит. Затем выступают студенты, инженеры, врачи, журналисты, летчики, архитекторы: рассказывают о том, что они «натворили».

Военный летчик в заключение своего рассказа заявляет, что у него растет дочка и вопрос о выборе школы решен для нее со дня рождения: в будущем году она станет ученицей 110 - й школы имени Фритьофа Нансена.

- Милости просим! - говорит Иван Кузьмич.

А танкист Тарасенко бросает реплику с места:

- Скоро на наших вечерах на равных правах будут встречаться родители и дети!

Еще несколько выступлении. Потом импровизированный концерт силами «старых учеников». Потом танцы, хождение по классам, встречи, серьезные разговоры, хохот, беготня - все вместе.

На последнем вечере выпускники 1929 года, отмечавшие десятилетие со дня окончания школы, вывесили в коридоре стенную газету - фотошаржи со стихотворными подписями: кто, где и что делает, чем знаменит.

«10 лет назад мы окончили школу. Закончился целый период нашей жизни, яркий, красочный, навсегда нам памятный, - одним словом, школьный, - пишут юбиляры. - Где вы, друзья, члены нашего школьного коллектива, крепкого, боевого? Где вы, школьные товарищи, делившие с нами радости и горести учебы, творившие школьную кипучую общественную жизнь?

А товарищи наши, оказывается, за этот десяток лет исколесили весь Союз, работали в Узбекистане, добывали нефть в Баку, олово - в Риддере. А товарищи наши, оказывается, строят в стране самолеты, читают лекции студентам вузов, ведут научные работы, пишут и печатают книги, строят метро, электрифицируют железные дороги, получают премии на конкурсе молодых ученых...»

В то время как я читаю газету, за моей спиной раздается знакомый голос. Оборачиваюсь: Игорь!

Мы сидели с ним за одной партой несколько лет подряд. Сейчас он пишет диссертацию об авиационных тканях. С ним молодая женщина. Я взглядом спрашиваю: кто? Он отвечает вслух:

- Познакомься. Мои жена - художница. Прошу считать приравненной к окончившим нашу школу!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены