Диалог о чемпионе

Сергей Кружков| опубликовано в номере №1097, февраль 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Или особая разминка перед матчем. Нет, это не та «пятнадцатиминутка», которую обычно проводят все команды на глазах у публики. Разминка «Зари» начиналась еще до выхода на поле: на своем стадионе — в спортивном зале, в гостях — в раздевалке или каком-нибудь подтрибунном помещении. Различные гимнастические и акробатические упражнения, пробежки, рывки — на зеленый газон ворошиловградцы выбегали уже разогретыми, в боевом настроении. Не в этом ли один из секретов того, что все матчи «Заря» сразу же начинала в высоком темпе, без раскачки, готовая с первых же минут подавить соперника?

— Но ведь в том, что делал Зонин, в сущности, нет никаких секретов. Давно известна эффективность высоких нагрузок, большой интенсивности занятий. Хоккеисты ЦСКА, скажем, уже много лет тренируются подобным образом. Да и в футбольных методических указаниях это записано.

— Конечно, Америка здесь не открыта. Однако Зонин не просто требовал от футболистов большой работы на тренировках. Подходя научно к футболу, он всегда и игрокам объяснял с точки зрения медицины, физиологии, для чего дается то или иное упражнение. В «Заре» никто не задавал вопросов типа «А зачем нужно бежать двадцатикилометровый кросс, не хватит ли и половины дистанции?». Даже новичок дубля прекрасно знал, какое влияние окажет этот кросс на его сердечно-сосудистую систему, на различные мышцы. И каждый выполнял все сознательно, понимая, во имя чего он проливает пот на тренировках.

Побывав на нескольких из них и, честно сказать, поразившись тем нагрузкам, которые давал игрокам Зонин, я спросил у капитана команды Александра Журавлева, а не тяжко ли ребятам, не возникает ли у них порой чувства отвращения к мячу? «Лишь первое время было нелегко, — ответил Саша. — Но потом не просто привыкли, но и стали испытывать потребность в больших нагрузках. И пользу все поняли: меньше стало травм, появилась уверенность в своих силах».

Тут следует сказать и о том, что Зонин не только увеличил объем работы на тренировках, но и научил футболистов равномерно распределять нагрузки на каждого игрока во время матча. Вот совершает рывок по краю защитник Сергей Кузнецов. Но... теряет мяч, и соперник тут же устремляется в контратаку, адресовав передачу в его зону. Образовалась брешь в обороне, и Кузнецову надо сломя голову мчаться на свое место, чтобы закрыть ее? Ничего подобного! Там противника обязательно встречает его брат, полузащитник Виктор Кузнецов. И дело тут не в родственных связях, а в согласованности действий. Вроде бы все элементарно, согласно азам футбольной науки. Но наиграть такую четкую взаимозаменяемость, добиться того, чтобы одни и те же игроки не утомлялись многочисленными рывками, — дело весьма сложное. Зонин сотни раз репетировал это на тренировках, перепробовал множество упражнений и в конце концов сумел добиться от игроков синхронности.

— Не слишком ли много о Зонине? Не преувеличивается ли его роль? Ведь и до него в «Заре» работали весьма квалифицированные тренеры — Константин Иванович Бесков, Евгений Иванович Горянский. Бесков заложил основы современной команды, под руководством Горянского «Заря» пробилась в высшую лигу и закрепилась там.

— Конечно, Зонин пришел не на пустое место. Оба его предшественника, безусловно, оставили свой след в судьбе коллектива. И все же именно благодаря Зонину «Заря» сделала качественный скачок вперед. Именно он, выражаясь высоким стилем, вложил маршальский жезл в спортивные сумки футболистов, заставил их поверить в себя, увлек своим энтузиазмом, задел их честолюбие. А главное, работая сам, как каторжник, приучил к этому и игроков.

Еще одна составная тренерского кредо Зонина — терпение. Он готов часами отрабатывать с игроком какой-либо прием, специально придумывать для него задания, чтобы ликвидировать недостаток в игре. И, видя такое рвение тренера, его самоотдачу, его преданность общему делу, футболисты отвечали тем же.

Искусство, как и женщина, ревниво, говорил Тициан. То же и большой спорт. Он не терпит компромиссов, ему надо посвящать всего себя без остатка. И Зонин, постоянно внушая эту мысль футболистам, добился, что они поняли и приняли ее. Еще зимой, во время отпуска, все, сговорившись, тщательно поддерживали форму, посещали бассейн, спортивный зал, выходили на лыжню или на каток. И к регулярным тренировкам приступили раньше других. А ранней весной, когда у большинства клубов был так называемый восстановительный период, ворошиловградцы уже занимались в полную силу, с большими нагрузками.

— Однако «Зарю» не без оснований называют «командой без звезд». В ней фактически нет ни одного выдающегося игрока, какие, скажем, были в составе «Торпедо», тбилисского или киевского «Динамо», «Спартака» в периоды их последних «царствований».

— Верно, «Заря» не признает солистов. Но это вовсе не означает, что в нужный момент никто из футболистов не может взять игру на себя, не вступит в единоборство даже с превосходящими силами соперника. Однако ворошиловградцы отнюдь не стремятся блеснуть дриблингом, замысловатым финтом, никому из них не придет в голову без нужды обводить противника, если есть возможность дать пас свободному партнеру. Не эффектность, а эффективность — основное для игроков «Зари». И демонстрировать зрителю они любят не трюки, а непрерывный поиск острых ситуаций.

Однако говорить о том, что в «Заре» нет ярких футболистов, неверно. Назову лишь несколько игроков, от которых, уверен, не отказался бы любой прославленный клуб.

Александр Журавлев — единственный, кто прошел с «Зарей» путь от команды второго эшелона до чемпиона страны. Спокойный и скромный в жизни, он таким же выглядит и на поле — уравновешенным, никогда не теряющимся в трудных ситуациях. Александра не раз, кстати, приглашали в другие клубы, но он остался верным «Заре», в которой сейчас является стержневым игроком обороны. Журавлев техничен, что позволяет ему играть без фолов, любит и умеет подключаться в атаку.

Вячеслав Семенов — отличный дриблер, владеющий богатым арсеналом финтов, умеющий «справиться» с любым защитником. Но Семенов силен не только этим: он прекрасно видит поле и, как шахматист, предугадывает события на много ходов вперед. Его пасы, как правило, точны и неожиданны для соперника. Вячеслав может исполнять функции и таранного форварда и диспетчера, «начальника штаба» при ведении атак. Талант Семенова проявился именно в «Заре», куда он перешел из дубля киевского «Динамо». «Здесь верят в меня, и я стараюсь оправдать это доверие», — говорит Семенов.

Владимир Онищенко также раскрылся в Ворошиловграде. Хотел написать «полностью раскрылся», но думаю, что у 23-летнего форварда многое впереди, хотя и сейчас Владимир обладает хорошим дриблингом, быстр, решителен, остро чувствует обстановку, всегда нацелен на ворота.

Александр Ткаченко, раньше по молодости лет часто старавшийся сыграть излишне эффектно, как говорится, на публику, сейчас стал действовать строже, увереннее. А таланта ему не занимать: отлично координирован, прыгуч, смел. Любопытно, что Саша не собирался быть футбольным вратарем — начал он с волейбола, играл за команду Лисичанского горного техникума, в котором учился. Однажды случайно стал в ворота и... через некоторое время оказался в «Заре».

Эти четверо, безусловно, «звезды» в «команде без звезд». Однако подобное определение вообще представляется не совсем верным. Не лучше ли сказать — «команда-звезда»? Ведь «Заря» в минувшем сезоне была сильна именно своим коллективизмом, общим высоким уровнем физической подготовки. Простой пример: когда Зонин, придя в сборную, дал некоторым ее игрокам несколько упражнений с нагрузкой, которая в «Заре» считается обычной, никто справиться с ними не смог.

— Ну, все, что связано со сборной, вообще парадоксально. После предыдущего четвертого места — «серебро» на чемпионате Европы, после 16-летних «каникул» — бронзовые медали на Олимпиаде. Вроде бы все прекрасно! Но никогда еще за последнее время наша сборная не подвергалась столь решительной критике. Ведь ее робкая, убогая игра наводила лишь тоску. И, между прочим, никто из футболистов «Зари», привлекавшихся в сборную, этой тоски не скрасил. Так что толку с того, что некоторые игроки сборной не выдерживали нагрузок «Зари», если будущие чемпионы играли в ней тан же слабо, как и все остальные? И у многих просто возникало сомнение: не личными ли симпатиями Зонина объясняется появление там таких игроков, как Куксов, Елисеев...

— То, что Зонин верил в своих ребят, естественно. А вот то, что они действительно ничем не выделялись и выступили слабо, странно. Странно прежде всего потому, что в клубе они играли значительно лучше. Думается, что дело здесь, с одной стороны, в том, что за короткий срок они не смогли найти общий язык с партнерами, не вошли, как говорится, в роль — в «Заре» ведь все построено именно на хорошем взаимопонимании, а с другой — в отсутствии опыта. Попав в сложную обстановку международных турниров, они просто растерялись и, как школьник, которого вызвали неожиданно к доске, забыли все свои знания. Ведь ни Куксов, ни Елисеев, ни Онищенко на столь высоком уровне никогда не выступали. Примечательно, что на турнире в Бразилии, где они играли со своими постоянными партнерами, по мнению обозревателей, эти футболисты выглядели лучше.

— Однако Зонин, знающий своих игроков, должен был принять во внимание отсутствие опыта у них. Но он не посчитался с этим или же просто пренебрег. И здесь, думается, сказались качества его характера. Как известно, Зонин не принадлежит к тренерам-«демократам», скорее он тренер-«диктатор». Не терпит возражений, любит прикрикнуть, с футболистами суров...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Время быть…

Рассказ молодой балерины Людмилы Семеняки о ее дебюте в Большом театре с комментариями народной артистки РСФСР Риммы Карельской, записанный корреспондентом «Смены» Андреем Баташевым