Действительность, обогащающая мечту

опубликовано в номере №689, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если стать у одной из мачт этой линии, проложенной среди лесов и полей, то подивишься ничем не нарушаемой тишине. Только если прислушаться, можно различить тонкое пение проводов. Вот и все. А ведь эта безмолвно работающая линия заменяет тысячи грохочущих железнодорожных составов с углем, нефтью, торфом!

Темпы нашего технического роста исключительно велики. Партия поставила перед энергетиками новую увлекательную задачу - соединить линией передачи Сталинград с Москвой, Куйбышев с Уралом, разработать проблемы, связанные с передачей в центральные области тока сибирских гидростанций на Ангаре, Оби, Енисее и Иртыше...

Все эти вопросы возникли как составные части генеральной проблемы, именуемой тремя буквами: ЕВС. Речь идет о создании в Советском Союзе гигантского кольца электропередачи, которое соединит все крупные электростанции страны.

Для чего это нужно?

Уже сейчас у нас есть межрайонные энергетические объединения. В единое кольцо с общим диспетчерским управлением связаны электростанции Свердловской, Челябинской и Молотовской областей (Уралэнерго). В центральную энергетическую систему входят тепловые и гидроэлектрические станции Московской, Тульской, Ивановской, Горьковской и Ярославской областей. Есть у нас и южное кольцо. В нем объединены Днепрогэс и электростанции Донецкой и Ростовской энергосистем.

Соединение этих отдельных колец в единую высоковольтную сеть даст огромный экономический эффект. Будет сэкономлено примерно 15 процентов всего потребляемого станциями топлива, намного сократится количество резервных агрегатов.

Проект Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану предусматривает создание единой энергетической системы Европейской части СССР путем объединения Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций с Центральной, Южной и Уральской энергосистемами. В этой же пятилетке должны быть развернуты работы по созданию единой энергетической системы Центральной Сибири (от Новосибирска до Иркутска). Будут также объединены Грузинская, Азербайджанская и Армянская энергосистемы.

Когда на Дальнем Востоке встает солнце, у нас в Москве еще глубокая ночь. Часы наибольших нагрузок электростанций, так называемые часы пик, в разных концах страны падают на разное время. При наличии единого энергетического кольца будет возможно выравнивать нагрузку путем подключения станций, находящихся на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Следовательно, если сейчас на кусте станций, обслуживающих данный район, должно быть такое количество агрегатов, которое обеспечит наибольшую нагрузку в часы пик, то при единой сети можно будет обойтись меньшим количеством агрегатов.

Теперь подумайте, какое количество турбин и генераторов можно сэкономить по всему Советскому Союзу!

Восемьдесят процентов всех запасов гидроэнергии находится в Азиатской части Советского Союза. При наличии единой высоковольтной сети не будет нужды строить дорогостоящие тепловые станции в Европейской части Союза: сюда можно будет передавать ток по высоковольтным сетям из Сибири.

Однако встают новые сложные вопросы. Чтобы передавать электроэнергию на несколько тысяч километров, даже напряжение в 400 тысяч вольт уже недостаточно: возможна большая утечка тока. Придется преобразовывать переменный ток в постоянный. Это сулит большие экономические выгоды. Постоянный ток можно передавать по подземному кабелю.

Отпадает необходимость в сооружении опорных мачт с дорогостоящими бетонными основаниями.

Июльский Пленум ЦК КПСС обратил особое внимание на значение газовых турбин в стационарных и транспортных установках. Газовая турбина завоевала уже скоростную авиацию, фактически вытеснив обычный поршневым двигатель. Скоро она завоюет и энергетику. Появятся скоростные газотурбовозы на линиях железных дорог, по автострадам понесутся газотурбинные автомобили, поплывут корабли с газовыми турбинами, которые заменят нынешние громоздкие двигатели. Они снизят расход металла в 3 - 4 раза, вдвое уменьшат объем машин.

Сейчас в цехах Ленинградского металлического завода имени Сталина создается первая мощная стационарная газовая турбина, «ГТ - 12 - 3».

Новое детище отечественной техники будет работать на подземном газе, экономя дорогое жидкое топливо. Создание газовых турбин ускорит осуществление подземной газификации угля, огромные возможности которой отметил Владимир Ильич Ленин.

Человек поставил себе на службу не только энергию рек и недр, но и энергию атома. И в этой области советская наука, осуществляя ленинские мечты, идет в авангарде технической мысли.

Первая промышленная электростанция, работающая на атомной энергии, построена в СССР. В шестой пятилетке будет значительно расширено применение атомной энергии в мирных целях. В проекте Директив XX съезда КПСС предусмотрено построить 8 течение 1956 - 1960 годов атомные электростанции общей мощностью 2 - 2,5 миллиона киловатт.

Всего около четверти века назад было впервые осуществлено расщепление атомного ядра. Тогда же появился первый технический выпрямитель переменного тока из полупроводника.

Прошло немного времени, и новое открытие сделало совершенно реальной мечту получить электрическую энергию, минуя всякие двигатели и динамо - машины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Печатаем без имени»

Из истории русской журналистики